Miami-art.ru

Создание и развитие сайта

Анаксимандр

24-08-2023

Анаксимандр
Ἀναξίμανδρος
Дата рождения:

610 год до н. э.(-610)

Дата смерти:

547/540 до н. э.

Место смерти:

Милет

Школа/традиция:

Милетская школа

Направление:

Западная Философия

Период:

Древнегреческая философия

Основные интересы:

философия, математика, астрономия, география

Значительные идеи:

Первоначало, апейрон

Оказавшие влияние:

Фалес

Испытавшие влияние:

Анаксимен

Анаксима́ндр Миле́тский (др.-греч. Ἀναξίμανδρος, 610 — 547/540 до н. э.) — древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса Милетского и учитель Анаксимена[1]. Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («О природе», 547 до н. э.). Ввёл термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке. Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи («из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению»).

Содержание

Космология

Небесные светила Анаксимандр считал не отдельными телами, а «окошками» в непрозрачных оболочках, скрывающих огонь. Земля имеет вид части колонны — цилиндра, диаметр основания которого в три раза превышает высоту: «из двух [плоских] поверхностей по одной ходим мы, а другая ей противоположна».

Земля парит в центре мира, ни на что не опираясь. Землю окружают исполинские трубчатые кольца-торы, наполненные огнём. В самом близком кольце, где огня немного, имеются небольшие отверстия — звёзды. Во втором кольце с более сильным огнём находится одно большое отверстие — Луна. Оно может частично или полностью перекрываться (так Анаксимандр объясняет смену лунных фаз и лунные затмения). В третьем, дальнем кольце, имеется самое большое отверстие, размером с Землю; сквозь него сияет самый сильный огонь — Солнце. Вселенную Анаксимандра замыкает небесный огонь.

Система мира Анаксимандра (одна из современных реконструкций)

Таким образом, Анаксимандр полагал, что все небесные светила находятся на разном расстоянии от Земли. Видимо, порядок следования соответствует следующему физическому принципу: чем ближе оно к небесному огню и, следовательно, чем дальше от Земли, тем оно ярче. Согласно современной реконструкции, внутренний и внешний диаметры кольца Солнца составляют, по Анаксимандру, соответственно, 27 и 28 диаметров земного цилиндра, для Луны эти величины составляют 18 и 19 диаметров, для звёзд 9 и 10 диаметров. В основе Вселенной Анаксимандра лежит математический принцип: все расстояния кратны трём.

В системе мира Анаксимандра пути небесных тел являются целыми кругами. Эта точка зрения, в настоящее время вполне очевидная, была новаторской во времена Анаксимандра (мы не можем непосредственно наблюдать ту часть траектории, которая лежит «под землёй», и для подобного вывода требовалась неортодоксальность выводов). Эта первая в истории астрономии геоцентрическая модель Вселенной с орбитами светил вокруг Земли позволяла понять геометрию движений Солнца, Луны и звёзд.

Вселенная мыслится центрально-симметричной; отсюда у находящейся в центре Космоса Земле отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении. Тем самым Анаксимандр оказался первым, кто предположил, что Земля свободно покоится в центре мира без опоры.

Некоторые античные авторы приписывали Анаксимандру представление о существовании бесконечного множества миров; современные историки не пришли к согласию относительно достоверности этих свидетельств[2].

Космогония

Анаксимандр стремился не только геометрически точно описать мир, но и понять его происхождение. В сочинении «О природе», известном по пересказам и единственному сохранившемуся фрагменту, Анаксимандр дает описание Космоса от момента его возникновения до происхождения живых существ и человека.

Вселенная, по Анаксимандру, развивается сама по себе, без вмешательства олимпийских богов. Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное, «нестареющее» [божественное] начало — апейрон (ἄπειρον) — которому присуще непрерывное движение. Сам апейрон, как то, из чего всё возникает и во что всё превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени. (До Аристотеля слово «апейрон» у всех античных мыслителей, включая Анаксимандра, выступало как прилагательное, то есть, атрибут некоего существительного.)

Апейрон в результате вихреобразного процесса разделяется на физические противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д., взаимодействие которых порождает шарообразный космос. Противоборство стихий в возникшем космическом вихре приводит к появлению и разделению веществ. В центре вихря оказывается «холодное» — Земля, окруженная водой и воздухом, а снаружи — огонь. Под действием огня верхние слои воздушной оболочки превращаются в твёрдую кору. Эту сферу затвердевшего аэра (ἀήρ, воздух) начинают распирать пары кипящего земного океана. Оболочка не выдерживает и раздувается («отрывается», как указано в одном из источников). При этом она должна оттеснить основную массу огня за пределы нашего мира. Так возникает сфера неподвижных звёзд, а самими звёздами становятся поры во внешней оболочке. Причем Анаксимандр утверждает, что вещи обретают свое бытие и состав на время, «в долг», а затем, по закону, в определенный срок, возвращают должное породившим их началам.

Заключительный этап возникновения мира — появление живых существ. Анаксимандр предположил, что все живые существа произошли из отложений высохшего морского дна. Все живое порождается испаряемой солнцем влагой; когда океан выкипает, обнажив сушу, живые существа возникают «из нагретой воды с землёй» и рождаются «во влаге, заключенные внутрь илистой скорлупы». То есть, естественное развитие, по Анаксимандру, включает не только возникновение мира, но и самозарождение жизни.

Карта Земли по Анаксимандру (одна из современных реконструкций)

Анаксимандр считал Вселенную подобной живому существу. В отличие от нестареющего времени она рождается, достигает зрелости, стареет и должна погибнуть, чтобы возродиться вновь: «…совершается гибель миров, а намного раньше их рождение, причем испокон бесконечного веку повторяется по кругу всё одно и то же».

Рассуждая о различных видах существования первоначала, Анаксимандр выдвинул идею о паритетности материальных состояний. Влажное может высохнуть, сухое — увлажниться и т. д. Противоположные состояния имеют под собой общую основу, будучи сосредоточены в неком едином, из которого они все вычленяются. Эта идея проложила путь к одному из важнейших диалектических понятий последующей философии — понятию «единства и борьбы противоположностей».

Астрономия и география

Анаксимандр пытался сравнить величину Земли с другими известными в то время планетами. Как считается, составил первую карту Земли (которая до нас не дошла, но может быть восстановлена по описаниям древних авторов). Впервые в Греции установил гномон — простейшие солнечные часы. Ввёл в употребление небесный глобус.

Примечания

  1. Анаксимандр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Cornford 1934; Finkelberg 1994; McKirahan 2001.

Литература

  • Асмус В. Ф. Античная философия. — М.: Высшая школа, 1998, с. 11.
  • Житомирский С. В. Античная астрономия и орфизм. — М.: Янус-К, 2001.
  • Идлис Г. М. Революции в астрономии, физике и космологии. — М.: Наука, 1985.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики, Ранняя классика, М.: Ладомир, 1994. — с. 312—317.
  • Каринский М. И. Бесконечное Анаксимандра. — СПб., 1890.
  • Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. — СПб, 1902.
  • Лебедев А. В. TO APEIRON: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель//Вестник древней истории. — 1978. — № 1-2.
  • Лебедев А. В. Геометрический стиль и космология Анаксимандра // Культура и искусство античного мира. Материалы научной конференции, 1979. — М., 1980. — С. 104—113.
  • Вольф М. Н. Анаксимандр и иранская традиция //Вестн. НГУ.Серия философии и права. — Новосибирск, 2003. — Т.1. — вып.1. — С.134-143.
  • Хайдеггер М. Изречение Анаксимандра. // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991. С.28-68.
  • Чайковский Ю. В. Доплатонова астрономия и Коперник // Историко-астрономические исследования, вып. XXX. — М.: Наука, 2005. — с. 159—200.
  • Cornford F. M. Innumerable Worlds in Presocratic Philosophy // The Classical Quarterly. — 1934. — Vol. 28. — P. 1-16.
  • Couprie D.L., Hahn R., Naddaf G., Anaximander in Context: New Studies in the Origins of Greek Philosophy. — Albany: State University of New York Press, 2003.
  • Couprie D.L. Heaven and Earth in Ancient Greek Cosmology: From Thales to Heraclides Ponticus, Springer, 2011.
  • Finkelberg A. Plural Worlds in Anaximander // The American Journal of Philology. — 1994. — Vol. 115. — P. 485-506.
  • Kahn C.H., Anaximander and the Origins of Greek Cosmology. — New York 1960 (Indianapolis/Cambridge 1994)
  • McKirahan R. Anaximander’s Infinite Worlds // in: Essays in Ancient Greek Philosophy, VI: Before Plato, ed. A. Preus. — Albany, 2001. — P. 49-65.

Ссылки

  • Астрономия и законы космоса от RIN.RU — Анаксимандр Милетский
  • Античная механика и перпетуум мобиле
  • Henry Mendell, Anaximander’s Cosmology (англ.)
  • The Internet Encyclopedia of Philosophy (Dirk L. Couprie) — Anaximander (англ.)

Анаксимандр.

© 2018–2023 miami-art.ru, Россия, Смоленск, ул. Загорская 8, офис 99, +7 (4812) 12-23-90