27-09-2023
Появление и развитие хентая, порнографической манги и аниме, во многом обусловлено специфично японским культурно-историческим отношением к эстетике и сексуальности.[1] Манга и аниме в Японии в своём современном виде начали становление во время и после Второй мировой войны.[2] Современный хентай же получил свое развитие лишь в 1970-х годах, когда манга начала коммерциализироваться, а читательская аудитория, успевшая полюбить её в детстве, — взрослеть.[3][4][5] Чтобы снова привлечь читателей, мангаки стали включать в свои работы элементы эротики и кровавые сцены.[6] Японские законы, действовавшие со времён Второй мировой войны до начала 1990-х годов, запрещали графическое изображение половых органов, поэтому создатели хентая, как и любых других продуктов содержащих порнографические элементы, были вынуждены подвергать их частичной цензуре или изображать схематически или символически.[7] Цветы и раковины символизировали влагалище женщины, а змеи, фрукты, овощи — мужской половой член.[8] Также использовались другие приёмы, например, половые органы прикрывались с помощью эстетического бондажа — сибари.[9]
Содержание |
Большинство исследователей согласны в том, что эротическая манга и аниме берут своё начало в период Эдо (1600—1868) или даже ранее, хотя невозможно в точности определить, насколько сильно влияние данной культурной традиции распространилось на современных аниматоров.[10] В период Эдо возникает интерес к жанру бытового романа кибёси,[11] сюжеты в котором зачастую носили эротический характер. По форме кибёси представляли собой рассказы в рисунках, снабженные краткими текстовыми пояснениями.[12]
Кроме того, появляется новое направление в изобразительном искусстве — укиё-э. На гравюрах в этом стиле фигурировали не только гейши и популярные актёры: авторы сюнги (яп. 春画 , букв. «весенняя картинка») изображали порнографические сцены, где персонажи с преувеличенно огромными половыми органами принимали самые разнообразные позиции,[10] вступали в половые акты с демонами мужского и женского пола, призраками, животными.[13][14][15] Персонажи редко изображались полностью обнажёнными, они одеты в свободные кимоно, что было призвано дополнительно стимулировать сексуальное возбуждение.[16] Оригинальность сюжетов приветствовалась и была важна из-за высокой конкуренции на рынке.[17] Наивысшей популярностью сюнга пользовалась в XVIII—XIX вв.[18] Она в образовательных целях изучалась девушками, которые вскоре должны были вступить в брак.[16] После Реставрации Мэйдзи (1868) сюнга стала нелегальной,[19] однако, она оказала большое влияние на визуальный ряд и сюжеты современной японской порнографии.[1]
Первым произведением в жанре хентая должно было стать аниме Хакусана Кимуры (木村白山) «Освежающий корабль» (яп. 涼み舟 Suzumibune , 1932 г.), незаконченное по причине изъятия полицией. Работа над ним была завершена только наполовину.[20] Следующая попытка объединить эротику и японскую анимацию была предпринята лишь в конце 1960-х годов. По инициативе Осаму Тэдзуки, старавшегося поправить финансовые дела своей компании Mushi Production и привлечь в индустрию аниме взрослую аудиторию, была снята экранизация «Тысяча и одной ночи» Senya Ichiya Monogatari (1969) — первая часть эротической трилогии «Анимерама» (анимация + синерама + драма[21]), куда впоследствии вошли Cleopatra (1970) и Kanashimi no Belladonna (1973).[20] Для работы над Senya Ichiya Monogatari было нанято в общей сложности 60 000 сотрудников, а его создание заняло примерно полтора года.[22][23]
Хотя надежды Осаму Тэдзуки не оправдались, под влиянием его произведения конкурирующая компания Leo Production (レオ・プロダクション) в том же году выпустила другую эротическую аниме-версию «Тысяча и одной ночи», Maruhi Gekiga Ukiyoe Senya Ichiya (яп. ㊙劇画 浮世絵千一夜 ) в стиле укиё-э.[24] У неё также были проблемы с законом, а показ в кинотеатрах был разрешён только после того, как были вырезаны шесть наиболее откровенных сцен.[20] В целом, мультипликация в те годы рассматривалась как чисто детское направление кинематографа.[20] Последней эротической работой, показанной в кинотеатрах, стала Yasuji no Pornorama Yacchimae (1971).[20]
До 1960-х годов основной аудиторией манги считались дети.[25] В 1968 году корпорация Shueisha готовила к выпуску журнал манги Shonen Jump,[26] который, по замыслу Shueisha, должен был составить конкуренцию изданиям для мальчиков от компаний Kodansha (Shonen Magazine) и Shogakukan (Shonen Sunday). Одной из первых работ, публиковавшихся в Shonen Jump, стала комедийная манга Harenchi Gakuen (букв. «Бессовестная школа») Го Нагаи, которая мгновенно обрела значительную популярность[27][28] и подняла тиражи только что созданного журнала до миллиона экземпляров.[27] Действие этого произведения происходит в школе, где ученики мужского пола и преподаватели заняты тем, что подглядывают за полуобнажёнными школьницами и пытаются разглядеть женские трусики.[26]
Несмотря на то, что по современным стандартам содержание Harenchi Gakuen считается достаточно невинным,[27] в своё время она подверглась суровой критике за вульгарный сюжет, излишнюю откровенность, демонстрацию подростковой сексуальности и повлекла протесты учителей, женских ассоциаций и родительских комитетов.[29][30] Родители устраивали публичные сожжения Harenchi Gakuen.[31] Тем не менее, эта и другая эротическая манга Го Нагаи публиковалась в крупнейших журналах того времени: Kekko Kamen (1974) выходила в Shonen Jump, Oira Sukeban (1974) — в Shonen Sunday, Hanappe Bazooka (1979) — в Young Jump. Автор оказал огромное влияние на мир манги и на японское общество,[32][33] став первопроходцем «этти» — аниме и манги, в которых содержатся намёки на эротические сцены или юмор с сексуальным подтекстом.[34][35]
В 1970-х годах появляются первые работы, посвященные тематике гомосексуальной любви, но в ранней юри- и яой-манге эротическая составляющая отсутствовала.[36] Откровенный по содержанию яой существовал в форме любительской манги — додзинси — создаваемой фанатами либо по оригинальным сюжетам, либо по мотивам других популярных произведений.[37]
Журнал экспериментальной манги Garo, созданный Кацуити Нагаи в 1964 году, открыл дорогу движению эротической гэкиги — откровенной манги с реалистичным рисунком.[38] В 1970-х годах индустрия манги испытала бум эрогэкиги.[39] Тираж Garo к 1971 году достиг 70 тыс. экземпляров. В нём публиковалась авангардная манга и эрогуро.[40][41] Цензурные ограничения способствовали тому, что в произведениях вместо предельно откровенных сексуальных сцен содержались сцены крайней жестокости и демонстрировались различные сексуальные девиации.[38] Гэкига считалась искусством андеграунда, редакторы журналов практически не контролировали авторов и позволяли им рисовать что угодно.[42] В 1973 году появился первый журнал эрогэкиги Manga Erotopia, в котором печатались Тосио Маэда, популяризовавший жанр «эротического хоррора», Масами Фукусима (ふくしま政美), автор кровавой Nyohanbo (女犯坊, «Монах-насильник»),[43][44], Кадзуо Камимура (上村一夫), и двадцатичетырехлетний Масару Сакаки, чьи тщательно прорисованные женские изображения стали настолько популярны, что печатались целые выпуски, посвященные исключительно его работам.[42] За Manga Erotopia последовали Manga Erogenika (1975) и Manga Alice (1977).[38] Чтобы избежать проблем с полицией, Manga Alice распространялся через торговые автоматы.[42] Оттуда вышли такие авторы, как Ёко Кондо, Хисаси Сакагути (坂口尚) и Хидэо Адзума (吾妻 ひでお). Последний получил премию премию Сэйун за работу из Manga Alice.[42] Популярность эрогэкиги упала к 1980-м годам, когда Японию, по выражению исследователя Фредерика Шодта, охватил «лоликонный вирус» — в эротической манге повсеместно встречались откровенные сцены с участием девочек 8—12 лет.[45][46]
1980-е годы называют «Золотым веком» аниме.[47] Распространение кассетных видеомагнитофонов и проигрывателей лазердисков вернуло на рынок порнографию, с тех пор занимающую солидное место в индустрии видеофильмов.[43] В 1984 году появились два первых эротических OVA-сериала — Lolita Anime и Cream Lemon.[48][49] Оба вписывались в цензурные ограничения, в частности, запрет на демонстрацию лобковых волос.[50][9] Cream Lemon, называемый одним из наиболее значимых явлений в анимации 1980-х годов[51], сочетал секс и эротику с пародиями на популярные мангу и аниме.[48] Большая часть его серий не была объединена персонажами и сюжетами и представляла собой отдельные новеллы разных жанров с одним лишь общим условием — минимум один половой акт. Помимо разнообразия сюжетных мотивов, в сериале была представлена большая часть известных половых извращений с уклоном в лесбийский и садомазохистский секс.[52] В создании Cream Lemon принимали участие такие впоследствии известные аниматоры, как Тосихиро Харано (Fight! Iczer One) и Хироюки Китакубо (Blood: The Last Vampire).[53]
Следующим после Cream Lemon крупным событием в мире хентая стал выход манги Тосио Маэды «Уроцукидодзи. Легенда о сверхдемоне» (1986), получившей известность благодаря откровенности, жестокости и особенно наличию сцен изнасилований девушек огромными щупальцами — «тентаклями».[54][55][56] В представлении западного зрителя тентакли являются символом хентая.[1][57] Аниме, снятое по мотивам «Уроцукидодзи» в 1987 году, выделяли из ряда подобной продукции «качественная анимация и лихо закрученный фантастический сюжет с налетом мистики и оккультизма».[58] Оно стало чрезвычайно популярным в США и Европе и породило множество сиквелов.[56][59] Тосио Маэда объяснял, что выдумать фантастическое существо с щупальцами в качестве одного из главных героев его вынудило японское законодательство, запрещающее изображение откровенных сексуальных сцен между людьми, в то время как у его вымышленного персонажа — демона — отсутствовал человеческий половой член.[60] Под влиянием манги Тосио Маэды в 1980-х годах были сняты The Legend of Lyon: Flare (1986)[61], Battle Can Can (1987)[62] и другие аниме, в которых присутствуют персонажи с тентаклями.
В 1980-х годах Японию охватил «лоликонный бум».[64] Традиционная порнографическая манга начала значительно уступать в популярности лоликону. Типичным персонажем рисованной порнографии стала юная школьница в соответствующей форме, держащая плюшевую игрушку. Появился термин бурикко (ブリッコ) — опытная взрослая женщина, ведущая себя как невинная девочка.[45] Аниме Lolita Anime и Cream Lemon 1984 года также способствовали популяризации тематики.[9] Позднее в том же 1984 году было снято другое Lolita Anime по мотивам манги Аки Утиямы (内山亜紀), известного лоликонного автора.[65] Источником лоли-бума считается журнал Lemon People (1981—1998), привнесший в индустрию порнографической манги культуру «каваий» (букв. «прелестный», «хорошенький»)[66], ассоциирующуюся с детьми. Другие исследователи считают, что ключевую роль сыграл Хидэо Адзума — он вывел на поверхность «скрытую сексуальность, которую многие фанаты находили в подростковых героинях Тэдзуки и Хаяо Миядзаки».[64] Также свою роль сыграли цензурные ограничения: запрет на показ лобковых волос привёл к распространению в хентае персонажей-подростков, совсем юных девушек.[67] Взрослых женщин изображали в том же стиле.[64]
Массовая популярность лоликона привела к тому, что манга Аки Утиямы, рисовавшего, в частности, младенцев в подгузниках в сексуальном контексте, выходила в широкодоступном журнале для мальчиков Shonen Champion.[65] В конце 1980-х годов такие откровенные работы, как Angel и Ikenai! Luna Sensei (いけない!ルナ先生), свободно продавались в книжных магазинах и публиковались в юношеских и детских изданиях.[46][68]
В начале 1980-х годов возник отдельный жанр порнографической манги для взрослых женщин, называемый «рэдикоми» (калька с англ. ladies’ comics, букв. «дамские комиксы»).[69] В таких журналах, как Feel (フィール) издательства Shodensha, печатались работы с большим количеством эротических сцен и ориентированные на взрослую аудиторию. Дамские комиксы ранних лет (Сюнгику Утиды (内田 滋子), Кёко Окадзаки (岡崎 京子))[70] характеризуются сексуальной свободой и становились все более откровенными до начала 1990-х, однако, крупнейшие рэдикоми-издания современности не содержат порнографии.[71] В тот же период появился «сётакон» — аналог лоликона, изображающий сексуальные отношения с участием маленьких мальчиков, — но причины его возникновения точно неизвестны. Психолог Тамаки Сайто (斎藤環) полагает, что изначально сётакон являлся поджанром яоя.[72] Яой и юри, в свою очередь, набирали популярность.[37] Значительная часть яойной манги представляла собой вольный пересказ или переложение известных произведений, где дружеские отношения между мужскими персонажами могли быть интерпретированы как гомосексуальное влечение. Особенно популярны в среде поклонников яоя были Captain Tsubasa и Saint Seiya, в которых имелось большое количество героев мужского пола.[37] В юри порнографические сцены начали появляться лишь в 1990-х годах.[36]
Неясная ситуация с цензурой достигла своего пика к началу 1990-х годов. Широкая доступность порнографии привела к созданию ассоциации «Защиты детей от комиксов».[46] Одна из основательниц комитета Исако Накао впоследстии описала свои ощущения от похода в местный книжный магазин: «На обложке [манги] была симпатичная картинка, рассчитанная на привлечение детской аудитории, но внутри было полно откровеннейших сексуальных материалов — таких вещей, которые никогда не должны быть показаны детям».[46] В сентябре 1990 года в газете «Асахи симбун» была опубликовано исследование токийского правительства, согласно которому половина всей манги содержала эротические сцены.[46]
Влияние на общественное мнение также оказало дело серийного убийцы девочек и поклонника лоликонной манги Цутому Миядзаки (период убийств: 1988—1989).[70][73] Серьёзность его преступлений подняла волну дебатов о том, остаются ли интимные фантазии лишь фантазиями и как увлечение лоликоном и эрогуро-фильмами, найденными в квартире преступника, может влиять на конкретные действия человека.[74] К середине 1990-х годов споры утихли,[75] издатели манги стали строже регулировать содержание выпускаемой продукции, на товары для взрослых начали добавлять особые пометки, публикация некоторой манги в журналах была запрещена.[76] Ограничение на показ лобковых волос и другие визуальные запреты были убраны в начале 1990-х годов, поэтому манга стала более откровенной, хотя и менее доступной.[77][70]
Популярность лоликона в Японии упала, на смену ему пришёл жанр «футанари».[78][79] В начале 1990-х Тосики Юи опубликовал свои наиболее известные работы: Wingding Party, Junction и Hot Junction. Персонажи-футанари встречаются в манге Масюмаро Дзюбаори (十羽織ましゅまろ), Курэнай Адзуки (あずき紅), Агуды Ванян (完顔阿骨打), Суэхирогари (すえひろがり), Сатоси Акифудзи (создатель Parade Parade), Кэя Амаги (создатель Stainless Night) и в произведениях других авторов[80][81][82], а также в значительном количестве аниме, произведенном в 1990-х и 2000-х годах, включая La Blue Girl (1992), Seikimatsu Reimaden Chimera (世紀末麗魔伝キメイラ; 1997), Ogenki Clinic (1991).
В 1990-х годах работали популярные мангаки Исутоси (Slut Onna), Тору Нисимаки (Blue Eyes), Юдзин (Kojin Jugyo, Visionary, Sakura Diaries), Хэммару Матино.[83] Снова начали публиковаться авторы эрогэкиги.[84] Было снято много аниме, ставших впоследствии классикой: F3, Words Worth, Rapeman, La Blue Girl, Adventure Kid по мотивам манги Тосио Маэды.[85][86][87][88][68] В 1995 году было выпущено реалистическое аниме Cool Devices — одно из первых OVA, по-настоящему погружающихся в тематику BDSM, по сей день остающееся одним из наиболее откровенных в истории жанра.[89] Определённый успех на мировом рынке приобрели аниме Rei Rei (1993), Dragon Pink (1994), Boku no Sexual Harassment (1994), Elven Bride (1995), Twin Angels (1995), Can Can Bunny (きゃんきゃんバニーエクストラ; 1996)[90], Alien from the Darkness (1996), Mezzo Forte (1998)[91], A Heat for All Seasons (KISSより・・・; 1999).[92]
Сильное влияние на индустрию оказала популяризация компьютерных игр в середине 1990-х годов, в особенности симуляторов свиданий и «визуальных романов».[93] В первых эротических играх герой вступал в половые контакты практически со всеми встречными девушками подряд, так как концепция разветвленного сюжета впервые появилась лишь в 1992 году в Dokyusei студии élf.[94] Сюжет практически отсутствовал, например, игрок должен был просто насиловать девушек, которые появлялись на экране.[94] Продажи подобных игр были достаточно хороши, но успех Chaos Angels (カオスエンジェルズ), первой эротической RPG со сложным сюжетом, повлёк разработку схожих проектов.[94] Одной из таких игр стала Dragon Knight (1989), по мотивам которой в 1991 году было впервые сделано хентай-аниме.[95] За ним последовали экранизации Dokyusei (1992; аниме — 1994); Tokimeki Memorial (1994; аниме — 1999); Pia Carrot (1995; аниме — 1997)[96]; Kuro no Danshou: The Literary Fragment (1995; аниме — 1999) и другие.[43]
В конце 1980-х годов произошло мировое открытие японской анимации, и хентай сразу стал широко известен и популярен в США и Европе, так как ничего подобного по откровенности и качеству графики там не было.[97] Кроме того, некоторые OVA приобрели культовый статус за счёт интересной сюжетной линии и тщательно проработанных характеров персонажей.[98] К таким произведениям можно отнести «Уроцукидодзи», юмористическую La Blue Girl, аниме «Кайт — девочка-убийца». «Кайт», рассказывающая историю молодых наёмных убийц-сирот, завоевала популярность даже несмотря на тот факт, что для американского релиза из аниме были полностью вырезаны порнографические сцены.[98][99] В то же время начали появляться тематические веб-сайты в Интернете.[100] В начале 1990-х годов компания IANVS Publications выпустила сборник эротических аниме-скриншотов с изображениями купающихся девушек — первую хентай-публикацию. В 1994—1995 на английском языке была издана первая хентай-манга: Bondage Fairies Тэруо Какуты, Emblem Кэя Танигути, Temptation Хироюки Утатанэ.[100][101]
Расширение рынка потребителей на Запад дало новый толчок жанру: если в 1997 году аниматоры сняли 35 порнографических аниме, то в 2001 — уже 96.[67] В настоящее время хентай легко доступен на порносайтах,[102] в онлайн-магазинах и крупных торговых сетях. По данным на декабрь 2010 года, в базе данных Anime News Network содержится информация о 1174 хентайных манга- и аниме-сериях,[103] из которых более 700 были произведены между 2000 и 2009 годами.[104] Популярность завоевала манга Shoujo Sect Кэна Куроганэ[105], Hatsuinu авторства Ину[106], Love Selection и Giri Giri Sisters Гаммы Кисараги[107], Warau Kangofu Ёнэкуры Кэнго, Mousou Diary Цукино Дзёги, цикл работ Юки Сэто (世徒ゆうき).[83]
Современные порнографические аниме не предназначены для трансляции по телевидению или показу в кинотеатрах и выпускаются в формате OVA — для домашнего просмотра. В отличие от коммерческой анимации, существующей ради получения значительной прибыли у широкого круга зрителей, от хентая требуется лишь окупить затраты на создание, поэтому современные проекты рассчитаны на небольшой бюджет и делаются быстро.[108] Продаются же они дорого и небольшим числом копий.[43][108] В 2000-х годах были сняты Oni-Tensei (2000), Sex Demon Queen (ヤーリマクィーン; 2000)[109], Midnight Sleazy Train (最終痴漢電車; 2002)[110], Viper GTS (2002)[111], Taboo Charming Mother (ゑんぼ; 2003)[112], Another Lady Innocent (2004), G-spot Express (2005)[113], The Pollinic Girls Attack! (花粉少女注意報!; 2008)[114][98]. По мотивам одноимённых компьютерных игр созданы такие известные проекты, как Yakin Byoutou, погружающаяся в сферу сексуальных фетишей, мистическая Bible Black и Discipline: Record of a Crusade, первая порнографическая OVA, изданная на Blu-ray-диске.[98][115]
Хентай в настоящее время также продаётся через Интернет, то есть предлагается для скачивания напрямую на компьютер или мобильный телефон.[116] Постоянно создаются анимационные фильмы, выходят артбуки,[117] рисуется манга, в том числе и любительская — додзинси.[3] Множество компаний занимаются лицензированием и распространением порнографических аниме и манги за рубежом.[1][118]
Аниме и манга | ||
---|---|---|
«Аниме» в Викицитатнике • «Аниме» и «Манга» на Викискладе | ||
Аниме | История • Индустрия • Студии • OVA • Музыка • Фэнсаб • Категория | |
Манга | История • Додзинси • Мангака • Сканлейт • Категория | |
По целевой аудитории | Кодомо • Сёдзё • Дзёсэй • Сёнэн • Сэйнэн | |
По специфической тематике | Спокон • Сэнтай • Махо-сёдзё • Этти • Меха • Гарем • Хентай (лоликон, сётакон, эрогуро, футанари, тентакли) • Юри • Яой • Сёнэн-ай • Бара | |
Культура отаку | Косплей • AMV • Аниме-фестиваль • Моэ • Фансервис • Термины и понятия | |
Портал об аниме и манге — актуальная информация о японской анимации и манге на страницах Википедии. |