Miami-art.ru

Создание и развитие сайта

Путешествие из Петербурга в Москву

10-08-2023

Перейти к: навигация, поиск

«Путеше́ствие из Петербу́рга в Москву́» — наиболее известное произведение Александра Радищева. Опубликовано в Российской империи в мае 1790 года. Работа печаталась без указания автора в домашней типографии Радищева[1].

Содержание

Путешествие из Петербурга в Москву
Путешествие из Петербурга в Москву

Издание 1790 года
Жанр:

Сентиментализм

Автор:

Александр Радищев

Язык оригинала:

русский

Дата первой публикации:

май 1790

Текст произведения в Викитеке

Роман представляет собой собрание разрозненных фрагментов, связанных между собой названиями городов и деревень, мимо которых следует путешественник. Автор рисует картины современной ему России, уделяя основное внимание положению крепостных крестьян, угнетаемых помещичьим классом. Параллельно с этим Радищев смело и резко осуждает самодержавие. Кроме того, Радищев включил в повесть свою оду «Вольность» и «Слово о Ломоносове»[2].

История написания

Форму романа в путевых заметках Радищев позаимствовал у английского писателя Лоренса Стерна. Эта форма является способом изложения мыслей Радищева об общественном устройстве России[3]. Благодаря этому, книга смогла пройти цензуру: цензор просмотрел только содержание, а так как главы романа называются по городам, то цензор счёл эту книгу путеводителем и пропустил её без прочтения. Печаталась книга в домашней типографии.

Эпиграф

Эпиграфом к книге «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев взял стих из поэмы Тредиаковского, несколько видоизменив его: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй»[4]. У Тредиаковского словами «Чудище обло, озорно, огромно, с тризевной и Лаей» описывается «Пёс Кервер», с которым в свою очередь сравнивается созерцание порочными царями в загробном мире своей истинной сущности в «Зерцале правды»[5]. Эта фраза стала крылатой и является символом негативного общественного явления.

Последствия

Указом Екатерины II от 4 сентября 1790 года Радищев признавался «виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги… наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской». Радищева приговорили к смертной казни, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь была заменена десятилетней ссылкой в Илимский острог[6]. Почти весь тираж романа был уничтожен. Сам роман оказался под запретом, снятым только в 1905 году. Однако роман расходился в списках и стал широко известен.

От первоначального издания книги, которое было уничтожено, уцелело всего несколько экземпляров, которые почитаются величайшей редкостью. В 1790—1820-е годы «Путешествие» ходило в нескольких сотнях списков. В 1836 году о Радищеве и его книге, в целом критически, с обширными цитатами, написал Пушкин для своего журнала «Современник». Статья не была пропущена цензурой. В 18401850-е годы «Путешествие…» было практически неизвестно читающей публике, во всяком случае, нет никаких следов знакомства с «Путешествием» Белинского, Грановского, петрашевцев или даже Герцена до 1857 года.

Статья Пушкина «Александр Радищев» была впервые напечатана П. В. Анненковым в 1857 г, а в 1858 Герцен в Вольной русской типографии (Лондон) опубликовал один из рукописных списков «Путешествия», изобилующий неточностями. Весь тираж «Путешествия…», изданного А. А. Черкесовым в 1872 году, уже после отмены крепостного права, был уничтожен[7]. Даже влиятельному Алексею Суворину к столетию выхода книги удалось добиться только разрешения на напечатание подарочного издания в количестве 100 экземпляров[7]. Окончательно запрет на «Путешествие…» был снят в России только во время первой революции.

В советское время Радищев был признан «первым русским революционером», а его книга вошла в школьную программу.

Интересные факты

  • В книге в главе Бронницы, возможно, впервые в русской литературе, встречается имя Бога в форме «Иегова»[8].
  • В романе азербайджанского писателя Исмаила Шихлы «Кура неукротимая», а также в снятом на основе романа одноимённом фильме главные герои тайно читают книгу.

Критика

Сама же Екатерина II после прочтения сказала: «Бунтовщик — хуже Пугачёва! Тот, хоть царём прикинулся, монархический строй исповедовал, а этот, революцией, надумал на Руси учинить республику!»

Александр Сергеевич Пушкин так отозвался об этом произведении:

«Путешествие в Москву», причина его несчастия и славы, есть, как уже мы сказали, очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге. Сетования на несчастное состояние народа, на насилие вельмож и проч. преувеличены и пошлы. Порывы чувствительности, жеманной и надутой, иногда чрезвычайно смешны. Мы бы могли подтвердить суждение наше множеством выписок. Но читателю стоит открыть его книгу наудачу, чтоб удостовериться в истине нами сказанного.

Фёдор Достоевский по поводу «Путешествия…» и вообще стиля Радищева говорил, что «обрывки и кончики мыслей» у него соседствуют с вольными переводами французских просветителей[2].

В фильмографии

В 2014 году на телеканале "Дождь" вышел документальный фильм Андрея Лошака "Путешествие из Петербурга в Москву: особый путь".

См. также

Примечания

  1. ::S1226! Все для учёбы:: «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева
  2. ↑ http://litroreferat.ru/429/
  3. Литературная карта Тверского края
  4. что означает: Чудовище тучное, гнусное, огромное, со ста пастями и лающее
  5. Журнальный зал | НЛО, 2002 N55 | Е. А. ВИЛЬК — «Чудище стозевно» и Тифон
  6. Д. С. Бабкин. Комментарии: Радищев. Письмо А. Р. Воронцову, 4 декабря 1791 г
  7. ↑ «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев Александр Николаевич
  8. Путешествие из Петербурга в Москву: Детская литература; Москва; 2006. — ISBN 5-0800-4059-9. — С. 88

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме
Путешествие из Петербурга в Москву
  • Путешествие из Петербурга в Москву в библиотеке Максима Мошкова
  • Издание 1790 г. в Библиотеке Конгресса (с электронной копией)
  • П. Вайль, А. Генис. Кризис жанра: Радищев // «Независимая газета», 1991
  • Н. Я. Эйдельман. Двадцать два слова // «Знание — сила», 1985
  • Ю. К. Бегунов «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева // «Просвещение», 1983
  • А. Н. Радищев: исследования и комментарии

Путешествие из Петербурга в Москву.

© 2018–2023 miami-art.ru, Россия, Смоленск, ул. Загорская 8, офис 99, +7 (4812) 12-23-90