08-08-2023
Союз-11 | |||||
Эмблема | |||||
---|---|---|---|---|---|
Полётные данные корабля | |||||
Название корабля | Союз-11 | ||||
Ракета-носитель | Союз | ||||
Полёт Союза № | 11 | ||||
Стартовая площадка | Байконур площадка 1 | ||||
Запуск | 6 июня 1971 04:55:09 UTC |
||||
Стыковка | Салют-1 | ||||
Посадка | 29 июня 1971 23:17 UTC |
||||
Место посадки | Казахстан [1][2] | ||||
Длительность полёта | 23 дня 18 ч. 21 мин. 43 сек. | ||||
Количество витков | 384 | ||||
Пройденное расстояние | 15,932 млн. км. | ||||
Апогей | 220,5 (249,6) км | ||||
Перигей | 191,5 (211,7) км | ||||
Наклонение | 51,64° (51,6°) | ||||
Период обращения | 88,43 (88,82) мин | ||||
Масса | 6,790 т | ||||
NSSDC ID | 1971-053A | ||||
NORAD ID | 05283 | ||||
Полётные данные экипажа | |||||
Членов экипажа | 3 | ||||
Позывной | «Янтарь» | ||||
Посадка | 3 | ||||
Место посадки | Казахстан | ||||
Длительность полёта | 23 дня 18 ч. 21 мин. 43 сек. | ||||
Количество витков | 384 | ||||
Перестыковки | |||||
Стыковка | 7 июня 1971 | ||||
Расстыковка | 29 июня 1971 18:25:15 UTC |
||||
Фотография экипажа | |||||
Почтовая марка СССР. 1971. Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков, В. И. Пацаев |
|||||
Связанные экспедиции | |||||
|
«Союз-11» — пилотируемый космический корабль серии «Союз» (регистрационный номер 1971-053A/05283), доставивший первый экипаж на орбитальную станцию «Салют-1» (экипаж «Союз-10» также удачно состыковался с орбитальной станцией, но из-за повреждения стыковочного агрегата не смог перейти на ее борт). Космонавты погибли при возвращении из-за разгерметизации спускаемого аппарата.
Содержание |
Экипаж Георгия Добровольского готовился как дублирующий для экипажа Алексея Леонова. За два дня до старта медицинская комиссия забраковала Валерия Кубасова, в связи с чем и была произведена замена.
Выход на орбиту, сближение и стыковка со станцией «Салют-1» прошли в штатном режиме, 7 июня 1971 года экипаж приступил к расконсервации станции и работе на орбите.
Во время первого входа на станцию экипаж обнаружил, что воздух сильно задымлён. После ремонта вентиляционной системы космонавты провели следующие сутки в спускаемом аппарате, ожидая регенерации воздуха.
После этого экипаж приступил к запланированным работам. Пребывание на станции было продуктивным и включало ТВ-связь с Землёй. Однако на 11-й день произошло возгорание, и было принято решение прекратить полёт и оставить станцию. В связи с этим было отменено наблюдение с орбиты за взлётом ракеты Н-1.
По окончании срока работ, 29 июня 1971 года, «Союз-11» стал готовиться к спуску. При закрытии люка продолжал гореть транспарант «Люк открыт». ЦУП предположил поломку датчика на обрезе люка, экипаж заблокировал его и проверил герметичность сбросом давления в бытовом отсеке.
29 июня в 21:25:15 ДМВ «Союз-11» отделился от станции. Командир корабля доложил об этом в ЦУП.
30 июня в 01:35:24 ДМВ двигатель корабля был включён на торможение и отработал заданное время.
01:47:28 ДМВ произошло разделение отсеков корабля, прервалась связь с экипажем.
01:54 ДМВ станции слежения ПВО обнаружили СА в 2200 км от расчётного места посадки.
02:02:54 ДМВ на высоте около 7 км раскрылся основной парашют СА, вскоре он был обнаружен встречающими вертолётами, экипаж на связь не выходил.
02:16:52 сработали двигатели мягкой посадки, полёт завершился в заданном районе. Поисковая группа обнаружила экипаж без признаков жизни. Были проведены реанимационные мероприятия.
В кабине «Союза-11» были выключены все передатчики и приёмники. Плечевые ремни у всех троих членов экипажа были отстёгнуты, а ремни Добровольского перепутаны и застёгнут только верхний поясной замок. Один из двух вентиляционных клапанов находился в открытом положении. Этот клапан открывается при парашютировании для выравнивания забортного атмосферного давления с давлением в СА. Других отклонений от нормы специалисты не обнаружили.
Для расследования причин катастрофы была создана Правительственная комиссия под председательством академика Мстислава Келдыша.
Анализ записей автономного регистратора бортовых измерений «Мир» показал, что с момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в СА стало резко снижаться, и в течение 115 секунд упало до 50 мм рт. ст. Темп снижения давления соответствовал отверстию вентиляционного клапана. Комиссия пришла к однозначному выводу: при разделении отсеков преждевременно и несанкционированно открылся вентиляционный клапан. В результате СА разгерметизировался, и это привело к гибели космонавтов.
Положение тел членов экипажа свидетельствовало о том, что они пытались ликвидировать утечку, однако в тумане, который заполнил кабину после разгерметизации, закрыли не тот клапан, и потеряли на этом время. Когда Георгий Добровольский (по другим данным, Виктор Пацаев) обнаружил истинную причину разгерметизации, ему уже не хватило времени устранить её.
Кроме того, расположение клапана и ручек управления им было таким, что для работы с ним необходимо было покинуть кресло. На этот недостаток указывали лётчики-испытатели, для которых подобное недопустимо.
После катастрофы последовал 27-месячный перерыв в запусках кораблей «Союз» (следующий пилотируемый корабль "Союз-12" был запущен 27 сентября 1973 года). За это время были пересмотрены многие концепции: изменилась компоновка органов управления корабля, став более эргономичной; операции подъёма-спуска стали проводить только в скафандрах, экипаж стал состоять из двух человек (частично место 3-го члена экипажа заняла установка автономного обеспечения жизнедеятельности легких скафандров, в составе которой заметный объем занимала криогенная ёмкость с запасом воздуха).
Космические корабли серии «Союз» | ||
---|---|---|
Годы, № полётов | Пилотируемые: | |
1967—1976, 1..20 | ||
1976—1981, 21..40 | ||
1981—1988, 41..60 | ||
1989—1998, 61..80 | ||
1998—2008, 81..100 | ||
2009—2014, 101..125 | ||
Беcпилотные: | ||
1966—1974 | ||
1975—1986 |
Космос-772 • 20 • Космос-869 • -1001 • 32 (посадка) • Космос-1074 • 34 (запуск) • Т-1 • ТМ-1 |
|
Отменённые: | ||
Союз-11.