Эта статья — о бизнес-методологии. О интеллектуальных системах см.
Инженерия знаний.
Управле́ние зна́ниями (англ. knowledge management) — это методология, направленная на повышение уровня конкурентоспособности и защищенности компании за счет использования полного набора инструментов защиты, управления и экономики нематериальных активов компании. Рассматривает стратегии, направленные на предоставление вовремя нужных знаний тем членам сообщества, которым эти знания необходимы для того, чтобы повысить эффективность деятельности сообщества. Первоначально методология была опубликована в книге "Learning to Fly" [1].
С 2000 года управление знаниями начало читаться как отдельные университетские курсы на кафедрах менеджмента [2]. Известны случаи применения данной методологии крупными организациями, такими как ООН, BBC [3].
Термины в подходе "Управления знаниями"
- Явные знания
- охватывают все те знания, о которых мы знаем, что можем их записать, сообщить другим и ввести в базу данных. (например — кулинарный рецепт).
- Неявные знания
- это то, о чем мы не знаем, что мы это знаем. В его состав входят разные ноу-хау, секреты мастерства, опыт, озарение и интуиция.
- Сообщества практики
- во многих организациях это наиболее важный, ключевой компонент управления знаниями. Это группы практиков, которые объединены общим интересом в специфической области знаний и стремятся поделиться своим опытом.
- Интеллектуальные работники
Интеллектуальные работники отличаются:
- высоким уровнем мобильности и способностью работать виртуально;
- высоким уровнем образования и умственных способностей;
- полным набором навыков, необходимых для процесса трансформации знаний;
- уникальными индивидуальными навыками;
- высокой способностью к самоорганизации;
- пониманием собственного значения и ценности, способностью превращать эти свойства в материальную выгоду.
- Компетенции сотрудников
- способности людей, входящих в организацию.
- Спираль знаний
- это модель, предложенная Икуджио Нонака для объяснения того, как явные и неявные знания при создании (генерации нового) знаний взаимодействуют в организации благодаря четырем процессам их преобразования или способов поведения: социализация (неявные знания превращаются в неявные), экстериоризации (неявные — в явные), комбинации (явные в явные) и интериоризации (явные в неявные).
- Внутренняя структура
- способность организации удовлетворять требованиям клиентов. Она включает в себя деловую стратегию и концепции, патенты, документированные процессы и всю информацию в системах информационных технологий. Руководство создает большую часть внутренней структуры — концепцию организации, стратегию и разнообразные установки. Люди могут уходить и приходить, но внутренняя структура остается.
- Внешняя структура
- это отношения с поставщиками, партерами и клиентами, организациями и людьми, с которыми вы заняты в бизнесе.
- Обучающиеся организации
- это организация, которая создает, приобретает, передает и сохраняет знания. Она гибко и адаптивно изменяется в ответ на новые знания и контекст ситуации. В ней люди постоянно расширяют свои возможности создания результатов, к которым они на самом деле стремятся, в ней взращиваются новые широкомасштабные способы мышления, в ней люди постоянно учатся тому, как учиться вместе.
- Обучающееся сообщество
- это неформальная группа людей, без привязки к организационной структуре, совместно обсуждающая лучшие практики, различные вопросы или навыки, о которых группа стремиться побольше узнать.
- Карта знаний
- это процесс идентификации знаний и умений, необходимый для продажи или выработки решения.
- Корпоративная культура
- это то, как мы делаем дела. Это совокупность ценностей, верований и предпосылок, которые постоянно поддерживаются людьми в организации. Эти факторы влияют на то, как люди принимают решения, и на то, как они ведут себя в сложных ситуациях.
- Социальный капитал
- это связи между людьми и зависящие от них нормы доверия и поведения, которые создают социальное взаимодействие. Это основа для сотрудничества и распространения знаний, он дает желание для содействия и координации.
- Доверие
- это ожидание того, как поведет себя какой-то другой человек. Доверие может быть основано на опыте или быть выдано «кредитом».
- Персональное управление знаниями
- это то, что вы знаете, кого вы знаете, что знают те, кого вы знаете. В него входит приобретение, создание и распространение знаний, развитие персональных сетей и сотрудничество с другими.
- Мудрость
- это способность оценивать знания и правильно применять накопленные знания с учетом существующих реалий и ограничений. Мудрость формируется на основе знаний путем понимания общих принципов. Отличительной особенностью мудрости является то, что обладающий ею человек постоянно ищет ответы на те вопросы, на которые либо нет ответов в настоящее время, либо их трудно найти, а обладающая ею компания не только использует уже готовые знания, но и производит новые, свои собственные знания (интеллектуальные продукты), которые предназначены как для внутреннего потребления, так и для продажи внешним потребителям. Она отвечает на вопрос «Почему?».
Мудрость предполагает знание, информацию и данные. Она соотносится с объяснимостью (если я знаю, то почему, а не просто что и как).
Для извлечения дополнительной стоимости из интеллектуального капитала организациям необходимо управлять потоками знаний между различного вида отношениями — социальным капиталом, внутренней и внешней структурой.
Три причины появления "Управление знаниями"
1. Социальная причина
В компании материальное производство становится вторичным по отношению к нематериальному(информации и знанию), появляется новая роль компании, это работник со знаниями.
Характеристики работника:
- Безраздельно владеет средствами производства: интеллект, память, опыт, инициатива.
- Его знания специфичны и могут быть применены в рамках строго определенного бизнес процесса.
2. Экономическая причина
При оценке возврата инвестиций от приобретенных информационных технологий оказалось, что возникает компьютерный парадокс. Определить экономический эффект от вложенных в IT средств просто нельзя. Было проведено исследование IT компаний, которое показало, что если взять всю 100% рыночную стоимость компаний, то 95%, это нематериальный актив, это собственно знания самих сотрудников. Поэтому решение компании данного парадокса в том, что экономическая оценка от внедрения IT строится с учетом знаний, как экономического фактора, следовательно IT сами по себе не является прибыльными, прибыль формируется через операции со знаниями (данными).
3. Технологическая причина
Техн. причина заключается в эволюционном процессе развития IT:
- Вычисление
- Коммуникация
- Поддержка мыслительной деятельности
Связи теории управления знаниями
Теория управления знаниями тесно связана с теорией интеллектуального капитала в отношении понятий человеческого, социального и организационного, или структурного, капитала. Эта теория связана также с понятиями организационного обучения и обучающейся организации.
Источники
- ↑ Chris Collison, Geoff Parcell Learning to Fly: Practical Knowledge Management from Leading and Learning Organizations. — 2000, 2005. — 332 с.
- Гапоненко А.Л. Управление знаниями. – М.: ИПК госслужбы, 2001. – 52 с.
- Knowledge Management (Управление знаниями) (Collison Parcell)
Литература
- Chris Collison, Geoff Parcell Learning to Fly: Practical Knowledge Management from Leading and Learning Organizations. — 2000, 2005. — 332 с.
См. также
Ссылки
- Презентация из открытого ресурса MIT
- Управление знаниями на производственном предприятии (Англ.)
- Управление инновациями и знаниями
- Раздел «Управление знаниями» в архиве публикаций по управлению — большая подборка статей по различным аспектам теории и практики управления знаниями