Miami-art.ru

Создание и развитие сайта

Фрейм (социальные науки)

26-09-2023

Фрейм - понятие, используемое в социальных и гуманитарных науках (таких как — социология, психология, коммуникация, кибернетика, лингвистика и др.) означающее в общем виде смысловую рамку, используемую человеком для понимания чего-либо и действий в рамках этого понимания. Другими словами — фрейм — устойчивая структура, когнитивное образование (знания и ожидания), а также схема репрезентации.[1][2] Фрейм - это метакоммуникативное определение ситуации, основанное на управляющих событиями принципах организации и вовлечённости в события [3].

Содержание

Понятие

В соответствие с кибернетико-лингвистическим определением, восходящим к когнитивно-ориентированной семантике, а также когнитивной психологии и исследованиях искусственного интеллекта М. Мински,[4] фрейм - это когнитивная структура, рассматриваемая как выстроенная система знаний об обозначаемом,[5] которая является "максимально обобщённым схематизированным представлением об основании значения, ... схемой образа, лежащей в его основе".[6]

Когнитивное понимание фрейма в рамках своей фреймовой когнитивной семантики, основанной на теории фреймов М. Мински развивает Ч. Филлмор, для которого фрейм - это "когнитивная структура схематизации опыта".[7]

В соответствие с психологическим (Г. Бейтсон) и, затем, социологическим (Э. Гоффман) пониманием, фрейм может быть понят как "структурный контекст повседневного взаимодействия".[8]

Согласно Эрвингу Гоффману, фрейм — это конституируемая агентами целостность, прежде всего практик, но вместе с тем — смыслов, которые люди в типичных, повторяющихся социальных ситуациях, в социальном контексте, придают своим действиям и действиям других (вербальным и не вербальным).[9][10] Фрейм у Э. Гоффмана — это «способность практического сознания „собирать“ мир в организованное целое без участия дискурсивного контроля», это вид процедурного знания — «знание как»[11] или последовательность действий, описывающих какой-либо креативный аспект предмета, либо его функциональный аспект. Аналитик Э. Гоффмана Мэнинг подчёркивает, что фрейм — это «разбор наличных целостностей (социальных, культурных) и затем сборка структур как совокупности взаимодействующих элементов» [12]. Кроме того, фрейм, согласно Э. Гоффману, - это "определённая перспектива восприятия, создающая формальное определение ситуации". [3]

Значение для социальных наук и подобные понятия из других научных областей

В то время, как традиционно человеческие действия рассматриваются как находящиеся в зависимости от ситуации, в которой они производятся, и от личностных особенностей и качеств (диспозиций) человека, который их осуществляет, понятие фрейма вводит ещё один — смысловой ракурс их рассмотрения, выступая как смысловая рамка (или рамках социальных представлений), в рамках которой человек определяет для себя ситуацию в которой действует.

В гуманитарных науках это, смысловое измерение фиксируется и в других понятиях, например, в рамках психологического изучения семьи и в рамках психологических близнецовых исследований (см., например, работы Р. Пломина, Д. Дэниэлса, К. Эсбери и др.) вводится понятие индивидуальной (воспринимаемой) среды (противопоставляемое общей среде, в которой социализируются сиблинги), в котором фиксируется, что различия в социализации близнецов связаны с тем, как они сами воспринимают ту среду, в которой развиваются.

Характеристики фреймов

— рекурсивность фрейма. Согласно Э. Гоффману, фрейм устойчив даже в своей изменчивости.

— как правило фреймы не осознаются, и попытка их экспликации приводят к дезорганизации восприятия (например, попытки управления собственной речью, приводят к тому что она становится бессвязной, а анализ мотивов и целей поведения может приводить к девиациям в поведении).[3]

Примечания

  1. Как люди делают себя. Обычные россияне в необычных обстоятельствах: концептуальное осмысление восьми наблюдавшихся случаев / Под общ. ред. В. А. Ядова, Е. Н. Даниловой, К. Клеман. — М.: Логос, 2010. — С. 20.
  2. Вахштайн В. С. Теория фреймов как инструмент социологического анализа повседневного мира: Автореф. … к. социол.н. — М.: ГУ-ВШЭ, 2007. — С. 35.
  3. 1 2 3 Батыгин Г.С. Континуум фреймов: социологическая теория Ирвинга Гофмана / Гоффман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта: Пер. с англ. / Под ред. Г. С. Батыгина и Л. А. Козловой; вступит. статья Г. С. Батыгина. — М.: Институт социологии РАН, 2003. - С. 7-57. - С.42-43.
  4. Мински, Марвин. Фреймы для представления знаний. - М.: Энергия, 1979.
  5. Цурикова Л.В. Проблемы когнитивного анализа дискурса в современной лингвистике // Вестник ВГУ, 2001, №2. - С. 145.
  6. Белявская Е.Г. Семантическая структура слова в номинативном и когнитивном аспектах. Дис. ... д-ра фил. наук. - М.: МЛГУ, 1991. - С. 83-84.
  7. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // НЗЛ, 1988. Вып. 23: Когнитивные аспекты языка. - С. 24-25.
  8. Shank R.S., Abelson R.P. Scripts, Plans, Goals and Understanding. - NJ.: Erlbaum, 1977.
  9. Гоффман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта: Пер. с англ. / Под ред. Г. С. Батыгина и Л. А. Козловой; вступит. статья Г. С. Батыгина. — М.: Институт социологии РАН, 2003. — 752 с.
  10. Как люди делают себя. Обычные россияне в необычных обстоятельствах: концептуальное осмысление восьми наблюдавшихся случаев / Под общ. ред. В. А. Ядова, Е. Н. Даниловой, К. Клеман. — М.: Логос, 2010. — С. 83.
  11. Батыгин Г. С. Континуум фреймов: драматургический реализм Ирвинга Гоффмана // Социологический журнал, 2001, № 3.
  12. Manning Ph. Erving Goffman and modern sociology. — London: Polity Press, 1992. — P. 19.

Литература

  • Гоффман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта: Пер. с англ. / Под ред. Г. С. Батыгина и Л. А. Козловой; вступит. статья Г. С. Батыгина. — М.: Институт социологии РАН, 2003. — 752 с. - ISBN 5-93947-011-4
  • Мински, Марвин. Фреймы для представления знаний. - М.: Энергия, 1979.
  • Гоффман И. Преставление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступит. статья А. Д. Ковалёва. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. — 304 с.
  • Как люди делают себя. Обычные россияне в необычных обстоятельствах: концептуальное осмысление восьми наблюдавшихся случаев / Под общ. ред. В. А. Ядова, Е. Н. Даниловой, К. Клеман. — М.: Логос, 2010. — 388 с.


Фрейм (социальные науки).

© 2018–2023 miami-art.ru, Россия, Смоленск, ул. Загорская 8, офис 99, +7 (4812) 12-23-90