26-09-2023
Фрейм - понятие, используемое в социальных и гуманитарных науках (таких как — социология, психология, коммуникация, кибернетика, лингвистика и др.) означающее в общем виде смысловую рамку, используемую человеком для понимания чего-либо и действий в рамках этого понимания. Другими словами — фрейм — устойчивая структура, когнитивное образование (знания и ожидания), а также схема репрезентации.[1][2] Фрейм - это метакоммуникативное определение ситуации, основанное на управляющих событиями принципах организации и вовлечённости в события [3].
Содержание |
В соответствие с кибернетико-лингвистическим определением, восходящим к когнитивно-ориентированной семантике, а также когнитивной психологии и исследованиях искусственного интеллекта М. Мински,[4] фрейм - это когнитивная структура, рассматриваемая как выстроенная система знаний об обозначаемом,[5] которая является "максимально обобщённым схематизированным представлением об основании значения, ... схемой образа, лежащей в его основе".[6]
Когнитивное понимание фрейма в рамках своей фреймовой когнитивной семантики, основанной на теории фреймов М. Мински развивает Ч. Филлмор, для которого фрейм - это "когнитивная структура схематизации опыта".[7]
В соответствие с психологическим (Г. Бейтсон) и, затем, социологическим (Э. Гоффман) пониманием, фрейм может быть понят как "структурный контекст повседневного взаимодействия".[8]
Согласно Эрвингу Гоффману, фрейм — это конституируемая агентами целостность, прежде всего практик, но вместе с тем — смыслов, которые люди в типичных, повторяющихся социальных ситуациях, в социальном контексте, придают своим действиям и действиям других (вербальным и не вербальным).[9][10] Фрейм у Э. Гоффмана — это «способность практического сознания „собирать“ мир в организованное целое без участия дискурсивного контроля», это вид процедурного знания — «знание как»[11] или последовательность действий, описывающих какой-либо креативный аспект предмета, либо его функциональный аспект. Аналитик Э. Гоффмана Мэнинг подчёркивает, что фрейм — это «разбор наличных целостностей (социальных, культурных) и затем сборка структур как совокупности взаимодействующих элементов» [12]. Кроме того, фрейм, согласно Э. Гоффману, - это "определённая перспектива восприятия, создающая формальное определение ситуации". [3]
В то время, как традиционно человеческие действия рассматриваются как находящиеся в зависимости от ситуации, в которой они производятся, и от личностных особенностей и качеств (диспозиций) человека, который их осуществляет, понятие фрейма вводит ещё один — смысловой ракурс их рассмотрения, выступая как смысловая рамка (или рамках социальных представлений), в рамках которой человек определяет для себя ситуацию в которой действует.
В гуманитарных науках это, смысловое измерение фиксируется и в других понятиях, например, в рамках психологического изучения семьи и в рамках психологических близнецовых исследований (см., например, работы Р. Пломина, Д. Дэниэлса, К. Эсбери и др.) вводится понятие индивидуальной (воспринимаемой) среды (противопоставляемое общей среде, в которой социализируются сиблинги), в котором фиксируется, что различия в социализации близнецов связаны с тем, как они сами воспринимают ту среду, в которой развиваются.
— рекурсивность фрейма. Согласно Э. Гоффману, фрейм устойчив даже в своей изменчивости.
— как правило фреймы не осознаются, и попытка их экспликации приводят к дезорганизации восприятия (например, попытки управления собственной речью, приводят к тому что она становится бессвязной, а анализ мотивов и целей поведения может приводить к девиациям в поведении).[3]
Это заготовка статьи по психологии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи по социологии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Фрейм (социальные науки).