22-10-2023
Цифровая (электронная) дипломатия (англ. «digital diplomacy», e-diplomacy) - использование возможностей сети интернет и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения дипломатических задач. В рамках цифровой дипломатии используются новые медиа, социальные сети, блоги и тому подобные медиаплощадки в глобальной сети[1]. В электронной дипломатии принимают участие государственные ведомства, в первую очередь внешнеполитическое, правительственные органы, а также неправительственные организации, чья деятельность связана с реализацией внешнеполитической повестки дня[2]. Главные цели цифровой дипломатии — продвижение внешнеполитических интересов, информационная пропаганда через Интернет-телевидение, социальные сети и мобильные телефоны, направленная на массовое сознание и политические элиты[3].
Термин «цифровая дипломатия» изначально использовался в отношении публичной политики США, проводимой с опорой на цифровые технологии (также распространены термины «Интернет-дипломатия», «дипломатия социальных сетей» и «Web 2.0 дипломатия»)официального блога Госдепартамента, открыла правительственный портал и несколько электронных журналов Госдепартамента, Министерства обороны, а также Агентства международного развития США.
Другие страны в последние годы также активно используют возможности цифровой дипломатии. Например, в британском Министерстве иностранных дел и по делам содружества существует Бюро цифровой дипломатии, которое активно участвует в продвижении внешнеполитической повестки дня.
Российские государственные органы также наращивают свое присутствие в интернете. В 2002 г. появился первый сайт президента России , в 2008 г. был запущен президентский видеоблог, а начиная с 2010 г. ведется Twitter. «Твипломатия» (Twiplomacy) является составной частью цифровой дипломатии, в совокупности с другими прикладными инструментами и методами электронной дипломатии Твиттер-дипломатия может быть весьма эффективным инструментом.
В сфере взаимодействия страны с другими игроками: реализация национальных интересов государства, дискредитации противников или улучшение отношений с союзниками. Так, в 2010—2011 гг. Белым домом были опубликованы несколько официальных документов, задающих направления цифровой дипломатии. В их числе был документ «Публичная дипломатия: укрепление взаимодействия Соединенных Штатов с миром»[7]., где обозначались задачи, определяемые руководством США для цифровой дипломатии. В частности, в список таких задач вошли дискредитация идеологических противников Соединенных Штатов, противодействие информационной деятельности Китая в интернете, ограничение медиаприсутствия России на пространстве бывшего Советского Союза, противодействие внешней культурной политике Ирана, осуществляемой через социальные сети[8].
В России развитию цифровой дипломатии тоже придается большое значение. В июне 2012 г. на совещании послов и постпредов президент России поставил цифровую дипломатию в один ряд с наиболее действенными инструментами внешней политики. Президент призвал дипломатов интенсивнее использовать новые технологии на разных платформах, в том числе в социальных медиа, для разъяснения позиций государства[9]. Важно отметить эффективность использования электронных ресурсов для осуществления публичной дипломатии: при установлении контактов с онлайн-аудиторией и формировании новых инструментов коммуникации цифровая дипломатия может обеспечить возможность обращаться напрямую к целевой аудитории с конкретными сообщениями, в том числе привлекать к сотрудничеству авторитетных опинион-мейкеров. Что касается взаимосвязи электронной дипломатии и управления информацией, в том числе накопленными знаниями и опытом: аккумулирование и анализ колоссального объёма информации, который может быть с успехом использован в политических прогнозах и стратегическом планировании. Инструменты цифровой дипломатии используются и в консульской деятельности: обработка и подготовка визовой документации, прямые контакты с гражданами, находящимися за рубежом. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий: использование ИКТ для осуществления экстренной связи с посольством государства за рубежом[10].
При всех объективных достоинствах цифровых технологий политики и чиновники, на словах признавая важность Интернета, на практике продолжают рассматривать вопросы развития цифровой дипломатии исключительно в контексте рисков и угроз. Интернет воспринимается как канал распространения экстремизма и терроризма, навязывания чуждой идеологии и внешнеполитической пропаганды, как средство ведения информационной войны[11]. Подтверждением тому, что программы цифровой дипломатии воспринимаются как угроза на международной арене, служит существующая тенденция к фрагментации глобальной информационной сферы, вычленения из неё национальных и региональных сегментов. На неформальном саммите Шанхайской организации сотрудничества(ШОС) в августе 2011 г. обсуждалась возможность введения информационных границ с целью оградить государства-участницы от негативных последствий цифровой дипломатии[12]. Исследователи также обращают внимание на то, что программы цифровой дипломатии США могут представлять угрозу международной безопасности в том случае, если они нарушают баланс сил на международной арене и провоцируют ответную реакцию, отмечая в этой связи, что «основная озабоченность в сфере обеспечения международной информационной безопасности связана с возможностью применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях, несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности»[13].
14 августа 2014 года, в русскоязычном аккаунте премьер-министра Дмитрия Медведева в сервисе микроблогов Twitter было опубликовано несколько провокационных сообщений. Первая запись появилась после 10 часов утра по московскому времени: «Ухожу в отставку. Стыдно за действия правительства. Простите» — говорилось в ней. Среди прочего, в аккаунте появились и другие записи, например: «Давно хотел сказать. Вова! Ты не прав!». Пресс-служба президента России позже опубликовала заявление о том, что аккаунт Д. А. Медведева был взломан неизвестными лицами[14].
Цветкова Н. Программы Web 2.0 в публичной дипломатии США. (рус.) // США и Канада: Экономика, политика, культура : периодика. — 2011. — № 3.
Цифровая дипломатия.