22-06-2023
NULL в языках программирования Си и C++ — макрос, объявленный в заголовочном файле stddef.h (и других заголовочных файлах). Значением этого макроса является зависящая от реализации константа нулевого указателя (англ. null pointer constant). Константа нулевого указателя — это целочисленное константное выражение со значением 0, или (только в Си) такое же выражение, но приведённое к типу void *
. Константа нулевого указателя, приведённая к любому типу указателей, является нулевым указателем. Гарантируется, что нулевой указатель не равен указателю на любой объект (в широком смысле слова, любые данные) или функцию. Гарантируется, что любые два нулевых указателя равны между собой. Разыменовывание нулевого указателя является операцией с неопределённым поведением.
Иначе говоря, реализация предоставляет специальное значение — константу нулевого указателя, которую можно присвоить любому указателю и такой указатель при сравнении не будет равен любому «корректному» указателю. То есть, можно считать, что нулевой указатель не содержит корректный адрес в памяти.
Содержание |
Нулевые указатели придуманы как удобный способ «отметить» указатели, которые заведомо не указывают на корректный адрес в памяти. Например, при объявлении указателя как автоматической переменной его значение не определено. Чтобы отметить, что этот указатель ещё не содержит корректный адрес в памяти, такому указателю присваивают константу нулевого указателя:
void f(void) { int *x = NULL; /* ... */ }
Хорошим стилем программирования является присваивание указателю после освобождения памяти, на которую он ссылался, нулевого указателя, так как автоматически этого не происходит (зачастую, после освобождения памяти значение адреса, на который указывает указатель, остается тем же, но память уже может быть недоступна и выделена под другой объект). Кроме этого, применение обнуления указателей актуально для безопасности освобождения памяти: операция delete безопасна для нулевого указателя. Например:
TYPE *foo = new TYPE(); //использование foo delete foo;// foo != NULL //еще 100 строк кода delete foo;//ОШИБКА! память уже недоступна
в то время как в таком варианте ошибки не будет
TYPE *foo = new TYPE(); //использование foo delete foo;// foo != NULL foo = NULL;// foo == NULL //еще 100 строк кода delete foo;//ошибки нет: delete проверяет значение foo
Разыменовывание нулевого указателя является операцией с неопределённым поведением. На реализацию не накладывается никаких ограничений: может произойти, например, обращение к памяти, не предназначенной для использования данной программой (то есть при чтении будет считан «мусор», а при записи — значение будет записано в область памяти, не принадлежащую программе). Например, в DOS запись по нулевому адресу затрёт как минимум нулевой вектор прерываний, так что следующий вызов int 0 приведёт, скорее всего, к зависанию системы. Однако чаще всего это приводит к ошибке времени выполнения (если в операционной системе реализована защита памяти и доступ в невыделенную процессу память блокируется). Например, в Windows 9x сообщение «Общая ошибка защиты» — «Программа выполнила недопустимую операцию и будет закрыта» (англ. general protection fault, GPF) выдаётся чаще всего в тех случаях, когда программа обращается в память по некорректному (в том числе неинициализированному или уже освобождённому) указателю. В Unix-подобных операционных системах в таких ситуациях процесс получает сигнал SIGSEGV и его обработчик выводит сообщение «Segmentation fault».
В отличие от классического Си в C++ значение пустого указателя предопределено стандартом языка и всегда равно 0 (целочисленному нулю, приведённому к типу «указатель»). Поэтому в программах на C++ не только возможно, но и рекомендуется использовать значение 0 вместо NULL[1], однако некоторые программисты считают, что это ухудшает читаемость исходного кода. В разрабатываемом стандарте C++0x, для обозначения нулевого указателя предложено новое ключевое слово nullptr[2].
NULL (Си).