23-10-2023
Toyota Prius (ˈpriːəs, от лат. prius «идущий впереди», катакана: プリウス) — среднеразмерный гибридный автомобиль компании Toyota, производится на заводах в Японии и Китае.
Известен высокой экономичностьюЕвро-5). Характерная особенность — отсутствие холостого хода.
и низким уровнем загрязнения (лучшеПроизводится серийно с 1997 года:
Содержание |
Prius обладает бензиновым двигателем и двумя электрическими мотор-генераторами, а также аккумулятором невысокой ёмкости 6,5 А-ч (часто называемым высоковольтной батареей, ВВБ). Электромотор способен также работать как генератор, превращая кинетическую энергию в электричество и подзаряжая аккумулятор. При этом электроэнергия может генерироваться как за счёт работы бензинового двигателя, так и за счёт торможения автомобиля (система рекуперативного торможения). Моторы могут работать как порознь, так и вместе. Бензиновый мотор является двигателем Аткинсона, такие двигатели экономичны, но обладают относительно низкой мощностью. Работой всех двигателей управляет бортовой компьютер.
Prius легко узнать по его обтекаемой форме. Коэффициент аэродинамического сопротивления составляет всего 0,26. Кондиционер работает непосредственно от аккумулятора, независимо от двигателей.
Кабина оборудована сенсорным дисплеем, показывающим работу двигателей, заполненность аккумулятора и другие параметры. Дисплей позволяет управлять аудиосистемой и кондиционером, но не автомобилем. Передачи (передняя, нейтральная, задняя, силовая передача) переключаются не коробкой передач, а находящимся около руля джойстиком и кнопкой рядом с ним (для стоянки). «Ручной тормоз» сделан в виде педали под левой ногой водителя. Скорость показывается зелёным цифровым индикатором. Автомобиль открывается электронным ключом зажигания; в случае его неисправности можно попасть в салон (но не ехать), используя механический ключ. Включается автомобиль нажатием кнопки Power при нажатом тормозе.
Приус высокоэкономичен по нескольким причинам:
Некоторые считают, что в будущем возникнет проблема утилизации использованных аккумуляторов, как уже сейчас существует проблема их «грязного» производства. Однако Toyota и Honda взяли на себя обязательство утилизировать использованные аккумуляторы; более того, они не только принимают использованные аккумуляторы, но и платят за каждый по 200 $[5].
В Top gear Джереми Кларксон критиковал Prius за то что она не так экономична и не экологична, так как поставка и переработка всех компонентов автомобиля, в частности аккумуляторных батарей оставляет слишком большой экологический след[6]. На треке BMW M3 и Toyota Prius сделали одновременно 10 кругов со скоростью 160 км/ч. BMW M3 следовал за Toyota Prius. Экономичней оказалась BMW с пробегом 19,4 мили на галлон бензина, в то время как пробег Prius составил 17,2 миль на галлон бензина.
То есть если хотите экономичную машину, покупайте BMW M3? — Нет… Не меняйте машину, меняйте свой стиль езды.
Оригинальный текст (англ.)If you want an economical car, — buy BMW M3? — No ... Don't change the car, change your driving style.
Особенности | Код модели | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Prius-1 (NHW10) | Prius-1.5 (NHW11) | Prius-2 (NHW20) | Prius-3 (ZVW30) | Prius-3 PHV (ZVW35) | ||
Начало продаж | 1997 | 2000 | 2003 | 2009 | 2010 | |
Тип кузова (коэффициент аэродинамического сопротивления) | Седан (Cx = 0.26) | Седан (Cx = 0.26) | Хэтчбэк (Cx = 0.25) | |||
Батарея | Время полной зарядки от сети 220V | - | 90 мин. | |||
Ёмкость, А·ч | 6 | 6,5 | 6,5 | 6,5 | 6,5+25,8? | |
Масса, кг | 57 | 50 | 45 | 45 | n/a | |
Модулей (сегментов в модуле) | 40 (6) | 38 (6) | 28 (6) | 28 (6) | n/a | |
Общее количество сегментов | 240 | 228 | 168 | 168 | n/a | |
Напряжение одного сегмента, В | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | n/a | |
Суммарное напряжение, В | 288 | 273,6 | 201,6 | 201,6 | 201,6? | |
Запасённая энергия, кВт*ч | 1,73 | 1,78 | 1,31 | 1,31 | 1,31 | |
Электро-двигатель | Мощность, кВт | 30 | 33 | 50 | 60 | 60 |
Бензиновый | Тип двигателя | 1NZ-FXE | 2ZR-FXE | |||
Мощность, кВт (л. с.) | 43 (58) | 52,8 (72)[7] | 57 (76) | 73 (99) | n/a | |
Макс. обороты, об/мин | 4000 | 4500 | 5000 | 5200 | n/a | |
Объём, л | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,8 | n/a | |
Синергетический режим | Мощность, кВт (л. с.) | 58 (78,86) | 73 (99,25) | 82 (111,52) | 100 (136) | n/a |
Разгон от 0 до 100 км/ч, с | 15,5 | 13,4 | 10,9 | 10,4 | n/a | |
Максимальная скорость (на электро-двигателе), км/ч | 160 (40) | 160 (40) | 180 (60) | 180 (70) | n/a | |
Масса, кг | 1240 | 1220 | 1240 | 1310 | n/a | |
Выхлоп CO2, г/км | ? | ? | 104 | 90 | n/a |
23 марта 2009 года в Детройте официально представлено третье поколение Prius. В смешанном цикле новый Prius расходует 3,7 л/100 км (у предыдущего поколения расход равен 5,1 л/100 км).
На автомобиле установили более мощный 1,8-литровый (вместо прежних 1,5 литров) 4-цилиндровый двигатель, общая мощность гибридной системы — 136 л. с., разгон до 100 км/ч составляет 10,4 с, двигателю не нужно сильно раскручиваться, он и так отлично тянет на более низких оборотах. Основной электромотор стал мощнее, уменьшился в размерах благодаря появлению вместо цепи планетарной передачи (позволяет мотору быстрее вращаться, увеличивая его крутящий момент). Безременный привод водяной помпы и компрессора кондиционера (без необходимости заводить двигатель можно запускать кондиционер с брелока). «Термос», который раньше прогонял горячий агент через блок, когда двигатель был заглушен, заменили на патрубки, накрученные вокруг выпускной системы.
Силовая установка позволяет развивать хорошую скорость при небольших оборотах, поэтому требуется меньше горючего. Гибридная система «Hybrid Synergy Drive» была на 90 % обновлена по сравнению с нынешней версией модели. Благодаря гибридной силовой установке, автомобить способен работать в трех режимах:
«Pure EV» — «отодвигает» включение в работу бензинового двигателя до достижения скорости в 40 км/час, но любое резкое нажатие на педаль газа тут же его включит.
Длина возросла на 15 мм, остальные размеры остались теми же.
В качестве опции — прозрачная крыша, дополнительно оборудованная солнечными батареями — энергия от них передается в автономную систему вентилирования (не требует поддержки от двигателя). В теплое время года она включается во время стоянки — поэтому салон не нагревается и не требуется работа кондиционера. Кондиционер может работать только на энергии аккумуляторных батарей, водитель может настроить комфортную температуру в салоне ещё до посадки.
Нововведения: доработана система помощи при парковке (заимствована у Lexus LS), радарная система предотвращения столкновений (включая автоматическое торможение), солнечная панель на крыше.
Машина демонстрировала расход топлива 3,6 л/100 км. Расход топлива на Toyota Prius версии 2010 года по данным EPA составляет 4,6 л/100 км в городском режиме, 4,9 л/100 км в загородном режиме[8].
В 2007 году Toyota произвела 280 тысяч автомобилей Prius. В августе 2009 года суммарное производство автомобилей Prius превысило 2 млн экземпляров[9].
Общемировые и региональные продажи[10], тыс. | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Год | Мир | Япония | Северная Америка | США[11] | Европа | Другие |
1997 | 0,3 | 0,3 | ||||
1998 | 17,7 | 17,7 | ||||
1999 | 15,2 | 15,2 | ||||
2000 | 19,5 | 12,5 | 5,8 | 5,6 | 0,7 | 0,01 |
2001 | 29,0 | 11,0 | 16,0 | 15,6 | 2,3 | 0,2 |
2002 | 28,1 | 6,7 | 20,3 | 20,1 | 0,8 | 0,2 |
2003 | 43,2 | 17,0 | 24,9 | 24,6 | 0,9 | 0,4 |
2004 | 125,7 | 59,8 | 55,9 | 54,0 | 8,1 | 1,9 |
2005 | 175,2 | 43,7 | 109,9 | 107,9 | 18,8 | 2,9 |
2006 | 185,6 | 48,6 | 109,0 | 107,0 | 22,8 | 5,3 |
2007 | 281,3 | 58,3 | 183,8 | 181,2 | 32,2 | 7,0 |
2008 | 285,7 | 73,1 | 163,3 | 158,9 | 41,5 | 7,7 |
2009 | 404,2 | 208,9 | 144,3 | 139,7 | 42,6 | 8,4 |
Euro NCAP[13][14] | |||
---|---|---|---|
общий рейтинг |
|||
88%
|
82%
|
68%
|
86%
|
взрослый пассажир |
ребёнок | пешеход | активная безопасность |
Протестированная модель: Toyota Prius 1.8VVT «Sol», правый руль (2009) |
Toyota Prius.