Miami-art.ru

Создание и развитие сайта

Toyota Prius

23-10-2023

Toyota Prius
Toyota Prius на Викискладе
Общие данные
Производитель: Toyota
Годы пр-ва: 1997—настоящее время
Моторный отсек Toyota Prius второго поколения
Prius-2
Такси Prius-2 в Ванкувере (Канада)
Полицейский Prius-2 в Иллинойсе

Toyota Prius (ˈpriːəs, от лат. prius «идущий впереди», катакана: プリウス) — среднеразмерный гибридный автомобиль компании Toyota, производится на заводах в Японии и Китае.

Известен высокой экономичностью[источник не указан 617 дней] и низким уровнем загрязнения (лучше Евро-5). Характерная особенность — отсутствие холостого хода.

Производится серийно с 1997 года:

  • (Prius-1) NHW10: декабрь 1997 — март 2000 (выпускался только для японского рынка);
  • (Prius-1.5) NHW11: март 2000 — сентябрь 2003;
  • (Prius-2) NHW20: сентябрь 2003 — март 2009 (вторая версия HSD);
  • (Prius-3) ZVW30: апрель 2009 — настоящее время (третья версия)[1];
  • (Prius-3 PHV) ZVW35: 2010 — настоящее время (Plug-In Hybrid)[2]

Содержание

Описание

Prius обладает бензиновым двигателем и двумя электрическими мотор-генераторами, а также аккумулятором невысокой ёмкости 6,5 А-ч (часто называемым высоковольтной батареей, ВВБ). Электромотор способен также работать как генератор, превращая кинетическую энергию в электричество и подзаряжая аккумулятор. При этом электроэнергия может генерироваться как за счёт работы бензинового двигателя, так и за счёт торможения автомобиля (система рекуперативного торможения). Моторы могут работать как порознь, так и вместе. Бензиновый мотор является двигателем Аткинсона, такие двигатели экономичны, но обладают относительно низкой мощностью. Работой всех двигателей управляет бортовой компьютер.

Prius легко узнать по его обтекаемой форме. Коэффициент аэродинамического сопротивления составляет всего 0,26. Кондиционер работает непосредственно от аккумулятора, независимо от двигателей.

Кабина оборудована сенсорным дисплеем, показывающим работу двигателей, заполненность аккумулятора и другие параметры. Дисплей позволяет управлять аудиосистемой и кондиционером, но не автомобилем. Передачи (передняя, нейтральная, задняя, силовая передача) переключаются не коробкой передач, а находящимся около руля джойстиком и кнопкой рядом с ним (для стоянки). «Ручной тормоз» сделан в виде педали под левой ногой водителя. Скорость показывается зелёным цифровым индикатором. Автомобиль открывается электронным ключом зажигания; в случае его неисправности можно попасть в салон (но не ехать), используя механический ключ. Включается автомобиль нажатием кнопки Power при нажатом тормозе.

Приус высокоэкономичен по нескольким причинам:

  • КПД любого бензинового мотора не является постоянной величиной, а зависит от мощности. Благодаря возможности как добавлять мощность за счёт электромотора, так и тратить часть мощности на зарядку аккумулятора, а также (на низких скоростях) вообще выключать бензиновый мотор и ехать только за счёт электричества, удаётся оптимизировать работу двигателя.
  • Во время остановок в пробках, перед светофорами и т. д. двигатель выключается. У других автомобилей он работает на холостом ходу, расходуя бензин. В длительных пробках система жизнеобеспечения (фары, бортовой компьютер, аудиосистема, усилители тормозов и руля) «съедают» заряд батареи и двигатель запускается для подзаряда ВВБ, однако это все равно гораздо экономичнее, чем «крутить» двигатель объёмом 2 литра (примерный эквивалент силовой установки Приуса).
  • Двигатель Аткинсона экономичен сам по себе. Его маломощность является терпимым недостатком, поскольку дополнительная мощность может обеспечиваться электромотором.
  • При торможении и притормаживании (например, на крутом спуске) энергия запасается в аккумуляторе благодаря рекуперативному торможению.
  • Низкое аэродинамическое сопротивление снижает расход топлива, особенно на высоких скоростях или при сильном встречном ветре.
  • Некоторые модели оборудованы кнопкой EV, активизирующей режим электромобиля. В этом режиме автомобиль может плавно разгоняться (до 57 км/ч) и тормозить, и на свободных шоссе с малыми перепадами высот может показывать высокую эффективность. Дополнительным плюсом является возможность въехать в плохо проветриваемый гараж и не бояться отравиться выхлопными газами. Однако в этом режиме в холодное время года возможности обогрева салона ограничены — все современные машины обогревают салон, отбирая тепло из системы охлаждения, которая при неработающем двигателе остывает за несколько десятков минут.

Преимущества

  • Высокая экономичность, как следствие — экономия расходов на бензин и необходимость реже заезжать на заправку[3].
  • Низкий уровень загрязнения атмосферы. Частично это следствие экономичности (чем меньше сжигается топлива, тем меньше вредных выбросов), а частично — выключения двигателя на остановках, когда в атмосферу попадают особенно вредные для здоровья людей газы. По сравнению с традиционным автомобилем Prius выбрасывает в атмосферу на 85 % меньше несгоревших углеводородов СnНm и окислов азота NOx[источник не указан 197 дней].
  • Низкий уровень шума, по нескольким причинам:
    • Во время остановок двигатель выключается
    • Вместе с бензиновым двигателем, а иногда и вместо него, работает более тихий электродвигатель
  • Отличная динамика:
    • тяговый электродвигатель всегда выдает максимальный крутящий момент
    • отсутствие КПП как таковой (используется планетарная передача)
  • Высокий уровень безопасности для водителя и пассажиров, по нескольким причинам:
    • Две независимые системы торможения — рекуперативная и фрикционная
    • Машина тяжёлая (1240 кг)
    • Высокие результаты краш-тестов для водителя и пассажиров[4]
  • Электронный ключ зажигания.

Недостатки

  • Более высокая цена, чем у обычных автомобилей того же класса. Во многих странах, однако, высокая цена частично компенсируется налоговыми льготами. Кроме того, разницу в ценах частично или полностью компенсирует экономия бензина.
  • Существует мнение, что бесшумность машины может быть опасной для слепых или невнимательных пешеходов.
  • Автомобиль не рекомендуется оставлять без движения на срок более 3 месяцев из-за возможной разрядки аккумуляторов.[5]
  • Малое количество специалистов по ремонту и автосервисов, ремонтирующих гибридные автомобили.
  • При отрицательных температурах достоинства гибридного привода могут теряться, так как двигатель внутреннего сгорания работает почти всегда, вырабатывая энергию для обогрева салона, если он включен.
  • Высокая динамика достижима лишь на малых скоростях, так как при высоких скоростях вся нагрузка приходится на маломощный двигатель внутреннего сгорания.

Критика

Некоторые считают, что в будущем возникнет проблема утилизации использованных аккумуляторов, как уже сейчас существует проблема их «грязного» производства. Однако Toyota и Honda взяли на себя обязательство утилизировать использованные аккумуляторы; более того, они не только принимают использованные аккумуляторы, но и платят за каждый по 200 $[5].

В Top gear Джереми Кларксон критиковал Prius за то что она не так экономична и не экологична, так как поставка и переработка всех компонентов автомобиля, в частности аккумуляторных батарей оставляет слишком большой экологический след[6]. На треке BMW M3 и Toyota Prius сделали одновременно 10 кругов со скоростью 160 км/ч. BMW M3 следовал за Toyota Prius. Экономичней оказалась BMW с пробегом 19,4 мили на галлон бензина, в то время как пробег Prius составил 17,2 миль на галлон бензина.

То есть если хотите экономичную машину, покупайте BMW M3? — Нет… Не меняйте машину, меняйте свой стиль езды.

Конструктивные особенности

Версии

Особенности Код модели
Prius-1 (NHW10) Prius-1.5 (NHW11) Prius-2 (NHW20) Prius-3 (ZVW30) Prius-3 PHV (ZVW35)
Начало продаж 1997 2000 2003 2009 2010
Тип кузова (коэффициент аэродинамического сопротивления) Седан (Cx = 0.26) Седан (Cx = 0.26) Хэтчбэк (Cx = 0.25)
Батарея Время полной зарядки от сети 220V - 90 мин.
Ёмкость, А·ч 6 6,5 6,5 6,5 6,5+25,8?
Масса, кг 57 50 45 45 n/a
Модулей (сегментов в модуле) 40 (6) 38 (6) 28 (6) 28 (6) n/a
Общее количество сегментов 240 228 168 168 n/a
Напряжение одного сегмента, В 1,2 1,2 1,2 1,2 n/a
Суммарное напряжение, В 288 273,6 201,6 201,6 201,6?
Запасённая энергия, кВт*ч 1,73 1,78 1,31 1,31 1,31
Электро-двигатель Мощность, кВт 30 33 50 60 60
Бензиновый Тип двигателя 1NZ-FXE 2ZR-FXE
Мощность, кВт (л. с.) 43 (58) 52,8 (72)[7] 57 (76) 73 (99) n/a
Макс. обороты, об/мин 4000 4500 5000 5200 n/a
Объём, л 1,5 1,5 1,5 1,8 n/a
Синергетический режим Мощность, кВт (л. с.) 58 (78,86) 73 (99,25) 82 (111,52) 100 (136) n/a
Разгон от 0 до 100 км/ч, с 15,5 13,4 10,9 10,4 n/a
Максимальная скорость (на электро-двигателе), км/ч 160 (40) 160 (40) 180 (60) 180 (70) n/a
Масса, кг 1240 1220 1240 1310 n/a
Выхлоп CO2, г/км ? ? 104 90 n/a

23 марта 2009 года в Детройте официально представлено третье поколение Prius. В смешанном цикле новый Prius расходует 3,7 л/100 км (у предыдущего поколения расход равен 5,1 л/100 км).

На автомобиле установили более мощный 1,8-литровый (вместо прежних 1,5 литров) 4-цилиндровый двигатель, общая мощность гибридной системы — 136 л. с., разгон до 100 км/ч составляет 10,4 с, двигателю не нужно сильно раскручиваться, он и так отлично тянет на более низких оборотах. Основной электромотор стал мощнее, уменьшился в размерах благодаря появлению вместо цепи планетарной передачи (позволяет мотору быстрее вращаться, увеличивая его крутящий момент). Безременный привод водяной помпы и компрессора кондиционера (без необходимости заводить двигатель можно запускать кондиционер с брелока). «Термос», который раньше прогонял горячий агент через блок, когда двигатель был заглушен, заменили на патрубки, накрученные вокруг выпускной системы.

Hybrid Synergy Drive — комбинированный гибридный двигатель.
Указатель заряда батарей на многофункциональном дисплее Prius 2005 года.
Hybrid Synergy Drive

Силовая установка позволяет развивать хорошую скорость при небольших оборотах, поэтому требуется меньше горючего. Гибридная система «Hybrid Synergy Drive» была на 90 % обновлена по сравнению с нынешней версией модели. Благодаря гибридной силовой установке, автомобить способен работать в трех режимах:

  • «EV-Drive» (только на электроэнергии — можно проехать около 1,5 км);

«Pure EV» — «отодвигает» включение в работу бензинового двигателя до достижения скорости в 40 км/час, но любое резкое нажатие на педаль газа тут же его включит.

  • «Power» (спортивный — машина более отзывчива на нажатие педали газа, повышает степень открытия дроссельной заслонки, особенно в среднем диапазоне оборотов);
  • «Eco» (обеспечивающем оптимальный расход топлива, сглаживает резкие нажатия на акселератор и сокращает степень открытия дросселя на 11,6 %).

Длина возросла на 15 мм, остальные размеры остались теми же.

В качестве опции — прозрачная крыша, дополнительно оборудованная солнечными батареями — энергия от них передается в автономную систему вентилирования (не требует поддержки от двигателя). В теплое время года она включается во время стоянки — поэтому салон не нагревается и не требуется работа кондиционера. Кондиционер может работать только на энергии аккумуляторных батарей, водитель может настроить комфортную температуру в салоне ещё до посадки.

Нововведения: доработана система помощи при парковке (заимствована у Lexus LS), радарная система предотвращения столкновений (включая автоматическое торможение), солнечная панель на крыше.

Расход топлива

Машина демонстрировала расход топлива 3,6 л/100 км. Расход топлива на Toyota Prius версии 2010 года по данным EPA составляет 4,6 л/100 км в городском режиме, 4,9 л/100 км в загородном режиме[8].

Производство

Toyota Prius, используемая агентством по прокату автомобилей.
Такси в Нью-Йорке, 2008

В 2007 году Toyota произвела 280 тысяч автомобилей Prius. В августе 2009 года суммарное производство автомобилей Prius превысило 2 млн экземпляров[9].

Общемировые и региональные продажи[10], тыс.
Год Мир Япония Северная Америка США[11] Европа Другие
1997 0,3 0,3
1998 17,7 17,7
1999 15,2 15,2
2000 19,5 12,5 5,8 5,6 0,7 0,01
2001 29,0 11,0 16,0 15,6 2,3 0,2
2002 28,1 6,7 20,3 20,1 0,8 0,2
2003 43,2 17,0 24,9 24,6 0,9 0,4
2004 125,7 59,8 55,9 54,0 8,1 1,9
2005 175,2 43,7 109,9 107,9 18,8 2,9
2006 185,6 48,6 109,0 107,0 22,8 5,3
2007 281,3 58,3 183,8 181,2 32,2 7,0
2008 285,7 73,1 163,3 158,9 41,5 7,7
2009 404,2 208,9 144,3 139,7 42,6 8,4

Интересные факты

  • Входит в десятку автомобилей, изменивших мир, по версии журнала Forbes как самый продаваемый гибридный автомобиль в мире.[12]
  • Американский журнал Time включил Prius в ежегодный рейтинг самых влиятельных людей мира («и журнал не заботит, что Prius не человек»).
  • В фильме Три дня на побег активно используется скрытая реклама Prius.
  • В мультсериале Гриффины пес Брайан водит автомобиль Prius.

Безопасность

Euro NCAP[13][14]

общий рейтинг

88%

82%

68%

86%
взрослый
пассажир
ребёнок пешеход активная
безопасность
Протестированная модель:
Toyota Prius 1.8VVT «Sol», правый руль (2009)

См. также

Примечания

  1. Обзор Toyota Prius третьего поколения
  2. プリウスプラグインHV 価格は525万円、高価すぎてショック | レスポンス自動車ニュース(Response.jp)
  3. Model 1 Vehicle Characteristics
  4. Toyota Prius | Euro NCAP — For safer cars crash test safety rating
  5. ↑ Frequently Asked Questions
  6. Top Gear, 11 сезон, 1 серия, минуты 6—8
  7. По данным ПТС
  8. Most and Least Efficient Vehicles
  9. Toyota Global Cumulative Hybrid Sales Top 2M
  10. Worldwide Prius Sales Top 1 Million Mark. Пресс-релиз. Проверено 2009-08-08.
  11. Alternative Fuels Data Center: Maps and Data
  12. 10 Cars That Changed The World  (англ.). Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012. Проверено 28 июня 2009.
  13. Результаты Euro NCAP теста (2009) (англ.)
  14. Результаты Euro NCAP теста (2009) (рус.)

Ссылки

  • Официальный сайт Toyota в России
  • Обзор Toyota Prius v Five модель 2012
  • энергоэффективность двигателя Prius

Toyota Prius.

© 2018–2023 miami-art.ru, Россия, Смоленск, ул. Загорская 8, офис 99, +7 (4812) 12-23-90