Miami-art.ru

Создание и развитие сайта

USS Энтерпрайз (CVN-65)

21-10-2023

«Энтерпрайз»
USS Enterprise (CVN-65)
«Энтерпрайз» в сопровождении ракетных крейсеров «Бейнбридж» и «Лонг Бич»
Основная информация
Тип авианосец
Государство флага  США
Строительство начато 4 февраля 1958 года
Спущен на воду 24 сентября 1960 года
Введён в эксплуатацию 25 ноября 1961 года
Современный статус Эксплуатируется
Параметры
Водоизмещение 73 858 т,
полное — 93 400 т
Длина 342 м
Ширина 78,4 м,
по ватерлинии — 40,5 м
Осадка 12 м
Технические данные
Силовая установка 8 реакторов, 4 турбины
Мощность 210 МВт
Скорость 33,6 узлов (62,2 км/ч)
Экипаж 3000 человек + 1800 человек авиакрыла
Вооружение
Авиационная группа до 90 самолётов и вертолётов

USS Enterprise (CVN-65) («Энтерпрайз») — авианосец США. Первый авианосец с ядерной силовой установкой. Введён в строй в 1961 году. Первый и единственный корабль своего проекта, несмотря на ещё пять запланированных к постройке «собратьев». Итоговая стоимость «Энтерпрайза» достигла 451 млн долларов, и это стало одной из причин, по которой строительство серии так и не началось.

Имеет наибольшую (342,3 метра) длину среди боевых кораблей мира. The First, the Finest («Первый и лучший») — один из девизов авианосца. Одной загрузки ядерным горючим хватает на 13 лет службы, за это время корабль может пройти до 1 млн миль.

Списание планировалось в апреле 2012 года[1], затем дата была перенесена на март 2013.

Содержание

Конструкция

Сравнение размеров некоторых крупных кораблей и зданий:
 Queen Mary 2, 345 м
 USS Enterprise, 342 м
 Гинденбург, 245 м
 Ямато, 263 м
 Эмпайр-стейт-билдинг, 443 м
 Knock Nevis, 458 м
 Пентагон, 431 м

Из-за сильного превышения бюджета, Энтерпрайз остался без запланированной ракетной системы Terrier. Вместо этого, система обороны корабля была оснащена тремя ракетами RIM-7 Sea Sparrow меньшей дальности, последующие модернизации добавили две NATO Sea Sparrow (NSSM) и три АУ Phalanx CIWS.

Энтерпрайз является единственным авианосцем с более чем 2 ядерными реакторами, неся на борту 8 реакторов типа A2W.

Дополнительным новшеством на Энтерпрайз была установлена радарная система SCANFAR, основанная на фазированной антенной решётке предоставляющая преимущество над традиционными радарами с вращающейся антенной.

История

Заложен 15 ноября 1957 года на верфи Newport News Shipbuilding. Спущен на воду 24 сентября 1960[2].

12 января 1962 года совершил своё первое плавание под командованием капитана Винсента ДеПо.

Первым «боевым крещением» авианосца стал Карибский кризис — корабль в составе сил Второго флота США привлекался к операции по морской блокаде Кубы.

Далее несколько лет нес вахту на Средиземном море. 31 июля 1964 года Гибралтар покинуло т. н. «Первое оперативное соединение»: «Энтерпрайз», крейсер «Лонг Бич» и фрегат УРО «Бэйнбридж» (особенностью соединения было то, что все три корабля — атомные). Первой в мире полностью атомной эскадре была поставлена задача совершить кругосветное плавание. 3 октября того же года операция «Морская орбита», как именовался этот поход (имевший, впрочем, скорее демонстрационно-пропагандистское, чем военно-стратегическое значение), был завершён.

С 1965 года «Энтерпрайз» вошел в состав Седьмого флота и отправился в Юго-Восточную Азию. С началом участия во Вьетнамской войне, в декабре 1965 года, «Энтерпрайз» стал первым кораблём с ЯСУ, принявшим участие в боевых действиях. Авианосцем был установлен рекорд — 165 боевых вылетов с борта корабля за одни сутки.
14 января 1969 года произошла катастрофа. В 8:15 по местному времени, когда первая волна самолетов ушла в небо и готовилась вторая, горячий выхлоп тягача, небрежно припаркованного рядом со штабелем 127-мм НУР «Zuni», привёл к самозапуску одной из ракет. Она врезалась в топливный бак стоявшего рядом штурмовика, что привело к разливу топлива на летной палубе и взрыву авиабомб, плюс беспорядочный разлёт оставшихся ракет. Итогом стало 27 погибших, 343 раненых, потеряно 15 самолётов (стоимостью 5-7 млн долларов каждый). Ущерб, нанесенный кораблю, был оценен в 6,4 млн долларов.

В начале 80-х была проведена модернизация в результате которой был снят радар SCANFAR и проведен капитальный ремонт реактора.

«Энтерпрайз» активно участвовал в операции «Лиса пустыни» 1998 года, когда силами кораблей его группы был нанесен ряд ударов крылатыми и авиационными ракетами по территории Ирака. Осенью 2001 авиагруппа «Энтерпрайза» поддерживала Операцию по изгнанию талибов из Афганистана. Спустя полтора года корабль вновь вернулся в Персидский залив и обеспечивал воздушную поддержку силам коалиции в Иракской войне.

В начале 2011 года находился у побережья Сомали, участвуя в борьбе с морскими пиратами[3].

26 марта 2012 года «Энтерпрайз», в составе авианосной группы ВМС США (ракетный крейсер, три эсминца, ударная атомная подводная лодка, а также танкер), вошел в Средиземное море, чтобы затем направиться в Персидский залив[4]; 3 апреля группа прибыла туда.

См. также

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме USS Энтерпрайз (CVN-65)
  • С. Н. Зигуненко Авианосец «Форрестол»
  • www.enterprise.navy.mil — официальный сайт USS Enterprise  (англ.)
  • Морской регистр - CVN-65 // www.nvr.navy.mil  (англ.)
  • Ассоциация бывших и нынешних членов экипажа USS Enterprise, а также «друзей корабля»  (англ.)

Примечания

  1. World's First Nuclear-powered Aircraft Carrier, 'the Big E' Makes Final Voyage | Fox News
  2. USS ENTERPRISE
  3. США готовятся направить в Ливию войска — БРЯНСК.RU
  4. Авианосец США «Энтерпрайз» вошел в Средиземное море  (рус.). Проверено 26 марта 2012.


USS Энтерпрайз (CVN-65).

© 2018–2023 miami-art.ru, Россия, Смоленск, ул. Загорская 8, офис 99, +7 (4812) 12-23-90