23-10-2023
Класс языка: |
мультипарадигменный: объектно-ориентированное, обобщённое, функциональное, императивное, аспектно-ориентированное, событийно-ориентированное, прототипное программирование |
---|---|
Появился в: | |
Автор(ы): | |
Типизация данных: | |
Диалекты: | |
Испытал влияние: | |
Повлиял на: |
ECMAScript — это встраиваемый расширяемый не имеющий средств ввода/вывода язык программирования, используемый в качестве основы для построения других скриптовых языков[1]. Стандартизирован международной организацией ECMA в спецификации ECMA-262. Расширения языка, JavaScript, JScript и ActionScript, широко используются в вебе.
Содержание |
Язык возник на основе нескольких технологий, самыми известными из которых являются языки JavaScript и JScript. Разработка первой редакции спецификации началась в ноябре 1996 года. Принятие спецификации состоялось в июне 1997 года. Будучи отправленной в ISO/IEC JTC 1 для принятия по процедуре Fast-Tracking, она послужила основой международного стандарта ISO/IEC 16262. В июне 1998 года общим собранием ECMA была принята вторая редакция ECMA-262, соответствующая ISO/IEC 16262. Третья редакция спецификации отличалась от предыдущей введением поддержки регулярных выражений, улучшением поддержки строк, введением новых управляющих конструкций, механизма исключений, форматирования при численном вводе и некоторые другие изменения[Спецификация 1].
В ECMAScript поддерживаются пять примитивных типов данных:
Числовой тип данных в ECMAScript соответствует 64-битному формату чисел с плавающей запятой, определённому стандартом IEEE 754-2008 за исключением того, что различные значения Not-a-Number, определяемые в стандарте[2], представляются в данном языке единственным специальным значением NaN[Спецификация 3].
Нулевой и неопределённый типы данных Дэвидом Флэнаганом неформально причисляются к «тривиальным» типам, поскольку каждый из них определяет только одно значение[3].
Также в языке имеется «составной» тип данных[3]:
Помимо перечисленных шести типов данных в ECMAScript имеется поддержка ещё семи, используемых исключительно для хранения промежуточных результатов вычисляемых выражений:
Популярность языка JavaScript и нетривиальность обработки данных, относящихся к разным типам, обусловили развёртывание академических исследований в области анализа типов данных ECMAScript, ставящих своей целью создание полноценного анализатора кода, который можно было бы применять в интегрированных средах разработки[4].
В ECMAScript имеется пятнадцать различных видов инструкций, данные о которых представлены в таблице ниже:
Название | Оригинальное название | Краткие сведения | Завершающая ;[Спецификация 7] |
---|---|---|---|
Блок | англ. Block | {[<инструкции>]} | - |
Объявление переменной | англ. VariableStatement | var <список объявления переменных> | + |
Пустая инструкция | англ. EmptyStatement | ; | + |
Выражение | англ. ExpressionStatement | [строка до ∉ {{, function}] инструкция | + |
Условие | англ. IfStatement | if (<инструкция>) <выражение>[ else <выражение>] | - |
Цикл | англ. IterationStatement | do <выражение> while (<инструкция>) while (<инструкция>) <выражение> |
+/-[~ 1] |
Продолжение | англ. ContinueStatement | continue [<идентификатор>] | + |
Прерывание | англ. BreakStatement | break [<идентификатор>] | + |
Возврат | англ. ReturnStatement | return [<инструкция>] | + |
Сочетание | англ. WithStatement | with (<инструкция>) <выражение> | - |
Метка | англ. LabelledStatement | <идентификатор>: <выражение> | - |
Выбор | англ. SwitchStatement | switch (<инструкция>) case <инструкция>: [<выражения>][ case <инструкция>: [<выражения>] …] [default: [<выражения>]] | - |
Генерация исключения | англ. ThrowStatement | throw <инструкция> | + |
Блок try | англ. TryStatement | try <блок> catch (<идентификатор>) <блок> try <блок> finally <блок> try <блок> catch (<идентификатор>) <блок> finally <блок> |
- |
(новое[Спецификация 8]) Отладчик | англ. Debugger | debugger | - |
Несмотря на обязательность точки с запятой в случаях, отмеченных в четвёртой колонке, спецификация декларирует механизм автодополнения строк точками с запятой, приводящий к тому, что при наличии переноса строки инструкция до переноса может быть снабжена этим знаком[Спецификация 7], что является объектом критики[5].
Инструкции, меняющие смысл при использования перевода строки внутри[Спецификация 7]
Пример изменения смысла инструкции
return{ status: "complete" };
Здесь выделенная строка содержит допустимую языком инструкцию и, поскольку далее следует перевод строки, срабатывает механизм автодополнения строк точками с запятой. Вместо того, чтобы функция, содержащая приведённый код, в качестве своего значения вернула объект со свойством status
, она вернёт undefined
.
Учёт этой особенности языка при выработке стандарта оформления кода может помочь избежать ошибок. Играет роль выбор стиля отступов. В частности, широко распространённые сейчас стили Олмана и Уайтсмита, а также стиль Хорстмана и стиль GNU для кода JavaScript являются менее предпочтимыми , нежели стили K&R, 1TBS, BSD KNF или баннерный стиль.
В стандартах кодирования принято прописывать обязательность проставления точек с запятой даже в тех случаях, когда синтаксис языка позволяет их опускать[Стандарты кодирования 1][Стандарты кодирования 2][Стандарты кодирования 3][Стандарты кодирования 4][Стандарты кодирования 5].
Ещё одной особенностью ECMAScript по отношению к другим C-подобным языкам является то, что в данном языке блоки не образуют области видимости (англ.). Объявленные в блоке переменные распространяются на всю функцию, содержащую блок[6][7].
В данном участке кода имеет место повторное объявление переменной в выделенных строках:
function foo() {
var sum = 0;
for (var i = 0; i < 42; i += 2) {
var tmp = i + 2;
sum += i * tmp;
}
for (var i = 1; i < 42; i += 2) {
sum += i*i;
}
alert(tmp);
return sum;
}
foo();
Кроме того, к переменной tmp, объявленной внутри первого из циклов (строка 5), в соответствии с синтаксисом языка вполне законно обратиться извне цикла (строка 10).
Из-за особенностей, связанных с областью видимости и блоками, в целях поддержания качества исходного кода рекомендуется объявлять переменные в начале функций[6][Стандарты кодирования 1][Стандарты кодирования 4].
Переменные определяются с помощью ключевого слова var
. При объявлении переменная помещается в область видимости, соответствующую функции, в которой она объявляется. Если переменная объявляется вне функций, она помещается в глобальную область видимости. Создание переменной происходит при получении управления функцией с её объявлением. Или программой, если переменная глобальна. При создании переменной в ECMAScript она приобретает значение undefined
. Если переменная объявлена с инициализацией, инициализация происходит не в момент создания переменной, а при выполнении строки с инструкцией var
[Спецификация 9].
При раскомментировании выделенной строки на экран будет выводиться не number, а undefined:
var a = 42; function foo() { alert(typeof a); // var a = 10;} foo();
При создании переменной она приобретает внутреннее свойство {DontDelete} и её невозможно удалить с помощью оператора delete
[Спецификация 9]. Исключение составляют переменные, объявленные в контексте eval
[8][Спецификация 10].
Многие источники[9][10][11][12][13][14] декларируют возможность неявного объявления переменных в ECMAScript при осуществлении присваивания корректному идентификатору, не являющемуся формальным аргументом функции, без предварительного объявления с помощью var
. Однако в терминологии спецификации языка в этом случае создаётся свойство глобального объекта, а не переменная[8][Спецификация 9].
Фиксация в стандарте оформления кода необходимости обязательного объявления переменных до их использования[Стандарты кодирования 1][Стандарты кодирования 4] (либо фиксация необходимости использовать пространства имён для всех глобальных объектов[Стандарты кодирования 2]) позволяет избегать трудноуловимых ошибок, предотвращая опасность взаимодействия одинаково названных переменных в разных участках кода[15].
Следующие слова являются ключевыми в языке и не могут быть использованы как идентификаторы[Спецификация 11]:
break do instanceof typeof case else new var catch finally return void continue for switch while debugger function this with default if throw delete in try
По сравнению с третьей редакцией спецификации[Спецификация 12] в пятой добавилось ключевое слово debugger
с соответствующей инструкцией.
Следующие слова используются как ключевые слова в предложенных расширениях и поэтому являются зарезервированными для возможности адаптировать эти расширения[Спецификация 13]:
class enum extends super const export import
При использовании строгого режима следующие слова рассматриваются как зарезервированные для использования в будущем[Спецификация 13]:
implements let private public yield interface package protected static
Таким образом, по сравнению с третьей редакцией спецификации языка количество зарезервированных для использования в будущем слов существенно снизилось. Ранее их было 31[Спецификация 14], и наличие большого количества ключевых и зарезервированных слов, большинство из которых не используется в языке, подвергалось критике[16].
В ECMAScript имеются как операторы, использующие в качестве названий ключевые слова, так и операторы, использующие в качестве названий знаки препинания.
По убыванию приоритета операторы ECMAScript можно разбить в следующие группы:
.
(доступ к свойству),[]
(доступ к свойству),()
(вызов функции), new
(создание нового объекта),++
(инкремент), --
(декремент), -
(унарный минус), +
(унарный плюс), ~
(поразрядное дополнение), !
(логическое дополнение), delete
(удаление свойства), typeof
(определение примитивного типа данных), void
(возврат неопределённого значения),*
(умножение), /
(деление), %
(остаток от деления),+
(сложение), -
(вычитание), +
(конкатенация строк),<<
(сдвиг влево), >>
(сдвиг вправо с расширением знакового разряда), >>>
(сдвиг вправо с дополнением нулями),<
(меньше), <=
(меньше или равно), >
(больше), >=
(больше или равно), instanceof
(проверка типа объекта), in
(проверка наличия свойства),==
(проверка на равенство), !=
(проверка на неравенство), === (проверка на идентичность), !==
(проверка на неидентичность),&
(поразрядная конъюнкция),^
(поразрядное сложение по модулю 2),|
(поразрядная дизъюнкция),&&
(конъюнкция),||
(дизъюнкция),?:
(тернарная условная операция),=
(присваивание), *=
, /=
, +=
, -=
, <<=
, >>=
, >>>=
, &=
, ^=
, |=
(присваивание с операцией),,
(множественное вычисление)[17].Операторы ++
, --
, -
, +
, ~
, !
, delete
, typeof
, void
, ?:
, =
, *=
, /=
, +=
, -=
, <<=
, >=
, >>>=
, &=
, ^=
, |=
правоассоциативны (то есть для них a op b op c
эквивалентно a op (b op c)
). Остальные операторы ECMAScript левоассоциативны[18].
По арности операторы ECMAScript делятся на следующие группы:
delete
, void
, typeof
, ++
, --
, -
(унарный минус), +
(унарный плюс), ~
, !
, new
)[Спецификация 15],.
, []
, ()
, *
, /
, %
, +
(сложение), -
(вычитание), +
(конкатенация строк), <<
, >>
, >>>
, <
, <=
, >
, >=
, instanceof
, in
, ==
, !=
, ===, !==
, &
, ^
, |
, &&
, ||
, =
, *=
, /=
, +=
, -=
, <<=
, >=
, >>>=
, &=
, ^=
, |=
, ,
),?:
)[19],()
)[20].По положению знака операции относительно операндов операторы ECMAScript делятся на следующие группы:
new
, ++
(префиксный инкремент),+
, -
),++
(постфиксный инкремент), --
(постфиксный декремент).Также операторы классифицируются по типу операндов[21] и по характеру осуществляемого действия.
В ECMAScript нет оператора, позволяющего проверить, относится ли свойство непосредственно к объекту или является унаследованным. Такая проверка осуществляется с помощью метода hasOwnProperty()
. В связи с тем, что данный метод не является оператором, он может быть переписан любым другим свойством[22].
Оператор +
является единственным арифметическим оператором в языке, который перегружен для строковых аргументов. Если хотя бы один из операндов — строка, +
действует как конкатенатор, в противном случае выполняется сложение[23][Спецификация 16].
В отличие от языков, где void является типом данных, в ECMAScript это оператор, возвращающий значение undefined
[24].
Оператор ==
осуществляет проверку на равенство по алгоритму, состоящему из 10 шагов, подразумевающего в ряде случаев преобразование типов[Спецификация 17], что, в конечном счёте, может привести к неочевидным результатам[25].
Пример результатов работы ==
(во всех перечисленных случаях значением оператора ===
с теми же аргументами будет false
):
alert("NaN" == NaN); // false alert(NaN == NaN); // false alert(true == 1); // true alert(true == 42); // false alert(null == 0); // false alert(0 == ""); // true alert("" == 0); // true alert("false" == false); // false alert(false == 0); // true alert(undefined == false); // false alert(null == false); // false alert(undefined == null); // true alert(" \t\r\n " == 0); // true
Функции в ECMAScript являются объектами[26][27]. Конструктор, с помощью которого они создаются — Function()
. Функции, как и любые другие объекты, могут храниться в переменных, объектах и массивах, могут передаваться как аргументы в другие функции и могут возвращаться функциями. Функции, как и любые другие объекты, могут иметь свойства. Существенной специфической чертой функций является то, что они могут быть вызваны[26].
В ECMAScript имеется два типа функций:
parseInt
),Внутренние функции представляют собой встроенные объекты (см. ниже), не обязательно реализованные на ECMAScript[Спецификация 18].
В тексте программы именованную функцию в ECMAScript можно определить одним из следующих способов:
// объявление функции function sum(arg1, arg2) { return arg1 + arg2; } // задание функции с помощью инструкции var sum2 = function(arg1, arg2) { return arg1 + arg2; }; // задание функции с использованием объектной формы записи var sum3 = new Function("arg1", "arg2", "return arg1 + arg2;");
Последний способ наименее предпочтителен, поскольку де-факто сводится к заданию функции с помощью выражения, но при этом порождает двойную интерпретацию кода (дополнительная интерпретация возникает при передаче кода в конструктор), что может негативно отразиться на производительности[27].
Первые два способа дают похожий, но не идентичный эффект. Усугубляет ситуацию то, что инструкция, использующаяся при задании функции может выглядеть очень похоже на объявление функции: во-первых, за ключевым словом function
может следовать идентификатор[Спецификация 19], во-вторых, точка с запятой может быть опущена в силу механизма автодополнения строк точками с запятой[Спецификация 7]. Пример:
// объявление функции function sum(arg1, arg2) { return arg1 + arg2; } // задание функции с помощью выражения var sum2 = function sum(arg1, arg2) { return arg1 + arg2; } function bar(){}; // использование объявления функции (function bar(){}) // использование соответствующей инструкции
Наиболее существенной разницей между заданием функции с использованием объявления и заданием функции с помощью выражения является то, что в первом случае создание переменной и присваивание ей в качестве значения функции осуществляются до выполнения кода при входе в контекст исполнения. Во втором случае переменная получает значение инциализатора при выполнении оператора присваивания. При создании же переменной, осуществляемом при входе в контекст исполнения, она инициализируется значением undefined
[Спецификация 20][28] (подробнее см. в разделе Объявление переменных).
Пример, иллюстрирующий разницу в порядке выполнения кода:
alert(sum(3, 4)); // 7: переменная sum к моменту выполнения этой строки уже создана и в качестве значения ей присвоена функция function sum(arg1, arg2) { return arg1 + arg2; } alert(sum2(3, 4)); // ошибка: переменная sum2 к моменту выполнения этой строки уже создана, но в качестве значения ей присвоено undefined var sum2 = function(arg1, arg2) { return arg1 + arg2; };
Объявлением функций не следует пользоваться внутри условных конструкций[29], хотя в Gecko-браузерах это обработается интуитивным образом за счёт реализованного механизма функций как инструкций[30].
Поскольку функции в ECMAScript являются объектами, то есть относятся к ссылочному типу данных, идентификаторы функций являются переменными, хранящими ссылку на функцию. Проиллюстрировать это можно следующим кодом:
var sum = function(arg1, arg2) { return arg1 + arg2; }; alert(sum(3, 4)); // 7 var sum2 = sum;alert(sum2(4, 2)); // 6 sum = null; alert(sum2(42, 42)); // 84
В выделенной строке следует обратить внимание на отсутствие оператора вызова функции (()
) в правой части присваивания. Если бы в этой строке вместо sum было указано sum()
, переменной sum2 присвоилась бы не функция, а результат её вызова. Ещё внимания заслуживает то, что после присваивания sum2 указывает не на копию функции, а на ту самую функцию, на которую указывает sum.
В ECMAScript перегрузка функций не относится к свойствам языка, а её эффект обеспечивается за счёт использования других механизмов.
Пример, показывающий отсутствие перегрузки функций:
function sum(arg1, arg2) { return arg1 + arg2; } function sum(arg1, arg2, arg3) { return arg1 + arg2 + arg3; } alert(sum(3, 4)); // NaN alert(sum(3, 4, 5)); // 12
Если объявлено несколько функций с одинаковыми названиями, более поздние объявления перезаписывают ранние объявления[27].
Тем не менее, эффект перегрузки функций достижим.
1. Проверка на undefined. Для того, чтобы проверить, передан ли в функцию фактический аргумент, можно осуществить проверку формального аргумента на идентичность значению undefined
. Например:
function sum(arg1, arg2, arg3) { if (arg3 !== undefined) { return arg1 + arg2 + arg3; } else { return arg1 + arg2; } } alert(sum(3, 4)); // 7 alert(sum(3, 4, 5)); // 12
2. Проверка типа. Кроме того, typeof
, instanceof
, constructor
могут быть использованы для выяснения типа фактических аргументов и кастомизации поведения функции в зависимости от них.
function sum(arg1, arg2, arg3) { switch (typeof arg3) { case "undefined": return arg1 + arg2; case "number": return arg1 + arg2 + arg3; default: return arg1 + arg2 + " (" + arg3 + ")"; } } alert(sum(3, 4)); // 7 alert(sum(3, 4, 5)); // 12 alert(sum(3, 4, "!")); // "7 (!)"
3. Обращение к данным об аргументах. В функциях ECMAScript можно получить доступ к данным об аргументах с помощью объекта arguments
[Спецификация 21]. Он, в частности, позволяет воспользоваться индексированием для доступа к конкретным переданным аргументам[27][31] и свойством length
, хранящем количество фактически переданных аргументов, что может быть полезно при применении парадигмы обобщённого программирования.
function sum() { var res = 0; for (var i = 0; i < arguments.length; i++) { res += arguments[i]; } return res; } alert(sum(3, 4)); // 7 alert(sum(3, 4, 5)); // 12 alert(sum(3, 4, 5, 7, 9)); // 28
Функции ECMAScript допускают рекурсивный вызов. При задании функции с помощью инструкции без указания идентификатора после ключевого слова function
внутри функции можно обратиться к ней с помощью свойства callee объекта arguments
[Спецификация 21].
Пример рекурсивного вычисления факториала:
var factorial = function(step, res) { res = res || 1; if (step < 2) { return res; } return arguments.callee(step - 1, step * res); }; alert(factorial(5)); // 120
На данный момент в ECMAScript не реализована хвостовая рекурсия, применяемая для оптимизации рекурсивных вызовов[32].
В ECMAScript функция представляет собой объект первого класса и может быть передана в другую функцию как аргумент. Если она при этом вызывается в функции, в которую передаётся, то её называют функцией обратного вызова (или callback-функцией). Если при этом передаваемая функция не имеет имени, это анонимная функция обратного вызова (анонимная callback-функция)[33]. Основные причины использования функций обратного вызова:
Пример функции, возвращающей сумму от результатов выполнения переданной функции над аргументами:
function sumOfResults(callback) { var result = 0; for (var i = 1; i < arguments.length; i++) { result += callback(arguments[i]); } return result; } var square = function(x) { return x * x; }; alert(sumOfResults(square, 3, 4)); // 25
Функциям в ECMAScript присуща лексическая область видимости. Это означает, что область видимости определяется в момент определения функции (в отличие от динамической области видимости, при которой область видимости определяется в момент вызова функции)[35].
При объявлении функции последовательность областей видимости, относящихся к вложенным функциям сохраняется как составляющая состояния функции. То есть в процессе выполнения программы функции, обладающие доступом к локальным переменным объемлющих функций, сохраняют такой доступ на протяжении всего выполнения программы[35].
Механизм замыканий может использоваться для ограничения видимости переменных автономного участка программы с тем, чтобы не возникали конфликты имён при совместном с другим кодом использовании. Для этого код помещается в анонимную функцию, снабжаемую оператором вызова функции.
(function() { // Участок программы, доступ к переменным которого необходимо изолировать извне. })();
При этом определённые в участке программы функции становятся вложенными по отношению к добавленной анонимной функции и в них возможно осуществление доступа к локальным переменным анонимной функции (которые до её введения были глобальными). Однако извне анонимной функции доступ к ним осуществить нельзя: результат выполнения функции игнорируется.
Замыкания используются не только для запрещения доступа к ряду переменных, но и к модификации такого доступа. Это достигается с помощью функций, возвращающих другие функции. Пример функции-генератора последовательных чисел:
var uniqueId = function() { var id = 0; return function() { return id++; }; }(); var aValue = uniqueId(); var anotherValue = uniqueId();
За счёт использования замыкания доступ к переменной id имеет только функция, которая была присвоена переменной uniqueId.
Пример карринга:
var multNumber = function(arg) { return function(mul) { return arg * mul; }; }; var multFive = multNumber(5); alert(multFive(7)); //35
Пример создания объекта, позволяющего осуществить доступ к свойству исключительно с помощью своих методов[36]:
var myObject = function() { var value = 0; return { increment: function (inc) { value += typeof inc === 'number' ? inc : 1; }, getValue: function ( ) { return value; } } }(); alert(myObject.value === undefined); // true alert(myObject.getValue()); // 0 myObject.increment(9) myObject.increment(7) alert(myObject.getValue()); // 16
Пользуясь этим приёмом, можно использовать замыкание для эмуляции констант[37].
var getConstant = function() { var constants = { UPPER_BOUND: 100, LOWER_BOUND: -100 }; return function(constantName) { return constants[constantName]; }; }(); alert(getConstant("LOWER_BOUND")); // -100
Регулярные выражения в Викиучебнике? |
Синтаксис и функциональность регулярных выражений в ECMAScript сформировались под влиянием Perl 5[Спецификация 22] и допускают два вида синтаксиса: литеральный и объектный.
var literalWay = /pattern/flags; var objectWay = new RegExp(pattern, flags);
В первом случае шаблон (pattern
) и флаги (flags
) указываются явно, не сопровождаясь дополнительными избыточными синтаксическими знаками: их разделителями служат слеши. Во втором случае шаблон и флаги должны представлять собой переменные, содержащие строковые значения, либо непосредственно строковые значения. Литеральная форма записи предпочтительнее тем, что не требует двойного[~ 2] экранирования метасимволов регулярных выражений, в отличие от объектной формы[38].
В качестве флагов в ECMAScript могут использоваться следующие символы:
Флаг | Описание |
---|---|
g |
глобальный режим: шаблон применяется ко всем соответствиям в строке, работа регулярного выражения не останавливается после первого найденного соответствия шаблону |
i |
игнорирование регистра: при поиске соответствий регистр символов шаблона и строки игнорируются |
m |
многострочный режим: строка, содержащая символы перевода строки, трактуется как несколько строк, разделённых символами перевода строки; работа регулярного выражения осуществляется во всех строках |
Каждое регулярное выражение представляет собой объект со следующими свойствами:
Свойство | Тип | Описание |
---|---|---|
global |
логический | показывает, установлен ли флаг g |
ignoreCase |
логический | показывает, установлен ли флаг i |
multiline |
логический | показывает, установлен ли флаг m |
lastIndex |
числовой | соответствует номеру позиции в строке, в которой обнаружилось совпадение с шаблоном в результате предыдущего применения регулярного выражения или 0, если регулярное выражение ранее не применялось |
source |
строковый | строка, соответствующая шаблону регулярного выражения |
Кроме того, для регулярных выражений определены следующие методы:
Метод | Тип возвращаемого значения | Описание |
---|---|---|
exec(handledString) |
объектный (массив) или null |
формирует массив подстрок, соответствующих заданному шаблону с учётом выставленных флагов. null , если никакая подстрока не соответствует шаблону |
test(handledString) |
логический | true , если нашлась строка, соответствующая шаблону и false в противном случае |
Объекты ECMAScript представляют собой неупорядоченные коллекции свойств, каждое из которых имеет один или более атрибутов, которые определяют как может быть использовано свойство — например, если в качестве значения атрибута ReadOnly установлена истина, то любая попытка выполняющегося ECMAScript-кода поменять значение этого свойства останется безрезультатной. Свойства представляют собой контейнеры, инкапсулирующие другие объекты, значения примитивных типов и методы[Спецификация 23].
Название | Описание |
---|---|
ReadOnly | Свойство является свойством только для чтения. Попытка поменять значение этого свойства, предпринятая в программе, останется безрезультатной. В некоторых случаях значение свойства с установленным атрибутом ReadOnly меняется в силу действий среды расширения языка, поэтому ReadOnly не следует понимать как неизменное |
DontEnum | Свойство не перечисляется циклом for-in |
DontDelete | Попытки удалить это свойство будут проигнорированы |
Internal | Свойство является внутренним. Оно не имеет названия и к нему нельзя получить доступ с помощью аксессоров. Доступ к этим свойствам определяется реализацией языка. |
Объекты ECMAScript подразделяются на базовые (native) и объекты расширения (host). Под базовыми понимаются любые объекты, независимые от окружения, относящегося к расширению языка. Некоторые из базовых объектов являются встроенными (built-in): существующими с самого начала выполнения программы. Другие могут быть созданы, когда программа выполняется. Объекты расширения предоставляются расширением ECMAScript, а для ECMAScript это значит, что они входят в объектную модель документа или в объектную модель браузера[Спецификация 2].
Для задания объектов может использоваться объектная и литеральная формы. Объектная форма задания объекта имеет синтаксис, аналогичный Java, но, в отличие от него, скобки в ECMAScript требуется использовать только при передаче аргументов в конструктор[39]. Синтаксически следующие записи эквивалентны:
var obj1 = new Object(); var obj2 = new Object; var obj3 = {};
Однако второй вариант использовать не рекомендуется[39]. Дуглас Крокфорд рекомендует избегать и первого варианта, отдавая предпочтение литеральной форме, которую он считает большим достоинством языка[40].
Спецификация языка оперирует понятием свойства объекта, называя методом использующуюся в качестве свойства объекта функцию[Спецификация 2].
Каждый объект в языке имеет следующие свойства:
Название | Краткое описание |
---|---|
constructor | Функция, использованная для создания объекта (в примерах выше это Object() ) |
hasOwnProperty(propertyName) | Показывает, существует ли данное свойство в объекте (не в его прототипе) |
isPrototypeOf(object) | Определяет, находится ли объект в цепи прототипов объекта-аргумента |
propertyIsEnumerable(propertyName) | Показывает, является ли свойство с данным названием перечислимым в цикле for-in |
toString() | Возвращает представление объекта в виде строки |
valueOf() | Возвращает значение this. Если же объект является результатом вызова конструктора объекта расширения, значение valueOf() зависит от реализации[Спецификация 2]. Зачастую в качестве возвращаемого значения выступает значение примитивного типа, соответствующее объекту. Как правило, результат данного метода совпадает с результатом toString() . Объекты, созданные с помощью конструктора Date() — яркий пример, где результаты toString() и valueOf() не совпадают[39]. |
Доступ к свойствам объекта осуществляется использованием точечной и скобочной записи:
var obj = new Object(); alert(obj.constructor === obj["constructor"]); // true — использование точечной и скобочной записи для доступа к свойству var foo = obj["toString"]; // использование скобочной записи для сохранения функции в переменную var result = obj["toString"](); // сохранение результата вызова функции в переменную alert(foo()); // вывод на экран результата вызова сохранённой функции alert(result); var boo = obj.toString; // аналогично с использованием точечной записи var res = obj.toString(); alert(boo()); alert(res);
Задание новых свойств может осуществляться динамически.
var country = new Object(); country["name"] = "Russia"; // использование скобочной записи country.foundationYear = 862; // использование точечной записи var country2 = { "name": "Russia", "foundationYear": 862 }; // использование литеральной формы
Создание объектов описанным в предыдущем разделе способом может быть непрактичным из-за необходимости дублировать код[41]. Если в программе происходит манипуляция с большим количеством однотипных объектов, разработчик имеет возможность выбрать одну из используемых в языке техник[41]:
this
для формирования свойств объекта, создаваемого ей с помощью оператора new
,prototype
функции для вынесения общих свойств объектов,new
с функцией фабрики объектов.В языке нет классов, однако их можно эмулировать за счёт использования конструкторов. Пример эмуляции класса в ECMAScript:
function MyClass() { this.myValue1 = 1; this.myValue2 = 2; } MyClass.prototype.myMethod = function() { return this.myValue1 * this.myValue2; } var mc = new MyClass(); mc.myValue1 = mc.myValue2 * 2; var i = mc.myMethod();
Для каждой из составляющих объекта можно рассматривать наследование. При наследовании интерфейса родителя без того, чтобы потомок использовал функциональность предка, говорят о наследовании интерфейса. При наследовании состояния осуществляется наследование объектом-потомком структуры данных объекта-предка. При наследовании функциональности речь идёт о наследовании вместе с интерфейсом и кода методов. Как правило это влечёт необходимость организации наследования состояния, что делает разумным объединение наследования состояния и наследования функциональности в наследование реализации[42].
В отношении ECMAScript неприменимо лишь наследование интерфейсов, поскольку функции в языке не имеют сигнатур[41].
О возможностях, предоставляемых языком для организации наследования можно судить, например, по приводимому[43] Стояном Стефановым списку из двенадцати разных способов организации наследования.
\t
). Для экранирования метасимволов регулярных выражений используется двойной обратный слеш (например, \\s
)ECMAScript | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Диалекты | ActionScript · Caja · JavaScript (движки) · JScript · JScript .NET · Objective-J · QtScript · WMLScript | ||||||||||||
Движки (сравнение) |
Carakan · Futhark · InScript · JavaScriptCore (SquirrelFish) · JScript · KJS · Linear B · Narcissus · QtScript · Rhino · YAJI · SpiderMonkey (TraceMonkey, JägerMonkey) · Tamarin · V8 · Chakra | ||||||||||||
Фреймворки, библиотеки |
|
||||||||||||
Люди | Брендан Айк · Дуглас Крокфорд · Джон Резиг | ||||||||||||
Другое | DHTML · Ecma International · JSAN · JSDoc · JSLint · JSON · JSSS · Sputnik · SunSpider · CommonJS |
Стандарты Ecma International | |
---|---|
ECMAScript.